LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Помещик. Том 4. Сотник

– А в лесу ежели кто увидит? Или того хуже – попытается напасть и нас прихватить в полон. Клятва‑клятвой, но пытка может быть невыносимой.

– И что ты предлагаешь?

– Места это всё требует немного. Мне рядом с кузней моей нужно навес пристроить. Вот там это всё и поставить, отгородив от лишних глаз стенами и дверьми. Да сложить не вот такую – из земли, считай, а крепко, как горн.

– А там, ты думаешь, всё это окажется не на виду?

– Можно поставить там и печку, дабы отжигать железо. Вот и объяснение будет.

– А чего любопытных не пускаешь?

– Так я вообще их никуда не пускаю. Тут и жар, и зашибить могут.

Андрей задумался.

Ещё стройка. Ещё возня. Ещё проблемы.

Хотя, конечно, преимущества немалые. Но и риски. Это ведь если кто спросит – ну печь и печь. Крицу жгли из руды. Или ещё что‑то подобное делали. Визуально‑то похоже. Ну… отдалённо. А если в крепости печь будет стоять, и пожалует тот же Царь да задаст вопрос неудобный? Что ему отвечать? Правду?

– Давай пока так, – произнёс Андрей после раздумий. – А по весне пристройку к кузне ставить будем. Сейчас не до неё. Сам видишь, сколько дел. Нам нужно срочно получить металл и сделать из него брони добрые. Ежели сейчас затеем стройку – тебя сильно притормозим.

– Не сильно‑то и притормозим, – почесав затылок, возразил Илья. – Я ведь сюда бегать не стану.

– Притормозим, – произнёс куда более твёрдым голосом Андрей. – Сюда может бегать и сын твой с одним посвящённым помощником. Да так, чтобы сколько‑то человек крутилось неподалёку, но не подглядывало. Они же и станут всё приносить. А ты в кузнице будешь делами заправлять. В конце концов, не так уж и много там крицы да лома нужно переплавить. До снега управитесь. А потом нужды в печке этой и не будет. Куда с ней спешить?

– Ну если так.

– Так. Именно что так. А в крепости ведь нужно всё поставить по уму. И стенки крепкие, чтобы постоянно не обваливались. А там кирпичи нужны стойкие к огню, а не простые. И трубу вывести, чтобы тяга была, и дутье получалось сильнее по естеству, а не по усилию. И меха добрые сделать. И многое другое. Не говоря уже про коморку. Много времени и сил они займут. И не всё получится быстро сделать. Разумеешь?

– Тебе виднее, хозяин. Я‑то хотел всё это как есть и поставить там.

– Как есть нет смысла. Это, – указал Андрей на печь, – временное решение. Просто потому, что мне больно смотреть на то, как люди, служащие мне, изнурённо долбят молотами. Тяжёлый, пустой труд. На самом деле, если знающие увидят эту городуху – засмеют. Посему в крепости если и делать, то сразу по уму.

– Засмеют? О! Вот те крест – ковали за знания эти и душу продадут, и близких своих заложат! – возмутился Илья. – А ты говоришь, засмеют.

– Те, кто разумеют, засмеют, – всё равно настаивал на своём Андрей. – Ибо то, что мы тут нагородили, – древность древняя. Так ещё до рождения Христа в Индии железо пекли. Ныне‑то, понятно, многое устроили по уму.

– А мы отчего сие не ведаем?

– Так только очень немногие семьи кузнечные о том ведают, да и те обитают в землях магометанских. И берегут сию тайну как зеницу ока. Уже тысячу лет берегут, а до них другие стерегли.

– Откуда же ты о ней прознал?

– Ты хочешь, чтобы я тебе ответ просто придумал или соврал что‑нибудь интересное? – усмехнулся парень.

Илья вяло улыбнулся, но промолчал. По нему было видно – любопытно, безумно любопытно. Но настаивать не хочет. А сынок его возьми да ляпни:

– Неужто на сковородках адских можно болтать? Боль же. Ужас. Страх. Ни словом обмолвиться, ни вздохнуть. Одна сплошная пытка. Отец Афанасий так сказывал.

– А он там был? – усмехнувшись, спросил Андрей.

– Где?

– Ну где эти сковородки стоят.

– Да откуда? Он же жив, – произнёс сынок да осёкся, глядя на улыбающееся лицо Андрея. – Но боль. Разве можно привыкнуть к тому, что тебя жгут раскалённым железом?

– Глупости это. К любой боли можно привыкнуть, – нехотя ответил Андрей и замолчал, не желая развивать тему. Но сын кузнеца не успокаивался…

– А что потом?

– Что потом?

– Когда к боли привыкнешь.

– Вот тебе по нежной юности тяжко было к горну подходить от жары?

– А то как же!

– А теперь?

– Да ничего.

– Вот и ответ на твой вопрос.

– Но ведь тогда получается, что горение в аду не может быть вечным мучением.

– А кто тебе сказал, что в аду это главное мучение? – нехотя ответил парень.

– Ну…

– В аду нет запертых дверей. Но никто оттуда не уходит. Ибо совесть, нередко бессильная тут, там обладает безграничной властью. И наказание твоё не в том, чтобы гореть, а в том, что ты раз за разом умираешь от страшных, обострённых мук совести за совершённые дела. Умираешь, а умереть не можешь. И деться никуда не можешь, – произнёс Андрей, вспомнив очень понравившуюся ему концепцию из сериала «Люцифер».

– А как же дьявол? Разве он не борется с Господом нашим за наши души? Разве не истязает нас на потеху своей чёрной души?

– Господь наш Всемогущ. А это значит, что дьявол супротив Него – ничто. Иное говорить – оскорблять Всевышнего, сомневаясь в Его всемогуществе. Нет, дьявол просто присматривает за адом. Считай, управляющий или приказчик. Поганая работёнка, на которую его туда самого упекли в наказание за бунт. Поверь, смотреть из века в век на корчащихся в муках совести людей – удовольствие отвратительное. И само по себе та ещё пытка. Не забывай – он ведь ангел. И хоть взбунтовался супротив отца, но нутро‑то своё никуда не дел, – продолжал он рассказывать им сериальную концепцию.

– А черти?

– А что черти?

– Ну они ведь охотятся за нашими душами!

– Да кому они нужны? – фыркнул Андрей.

– Но…

– Хватит, – произнёс молодой вотчинник, подняв руку. – Я не хочу об этом более говорить. И вы о том, что я вам сказал, не болтайте.

TOC