Помещик. Том 6. Граф
– Ты не ответил.
– Мне нужно, чтобы вы ко мне переселились. И присмотрели за вотчиной во время предстоящего похода.
– Так это правда?
– Что?
– Ты на Азак пойдешь?
– Кому‑то язык нужно вырвать, – прошипел раздраженно Андрей. – Еще ничего не решилось, а вся Степь о том уже знала. Да. Правда.
– Ты не серчай. Мню, по уму то сделали.
– По уму?!
– У тебя какая слава, а? Белый Волк. Великий чародей и воин, что может поднимать мертвых и приказывать духам да волкам. Разгромил в поле самого хана, которого поддерживал Султан. И как разгромил! В пух и прах! Да горсткой воинов. Вся Степь о тебе знает. До Большого Камня[1], а может, и дальше. И теперь новость – ты идешь на Азак. Ты думаешь, он оттого укрепится в обороне?
– Да. Степь – это просто смазка для мечей. А верные магометане Сулеймана станут укрепляться. Оттого и дело окажется сложнее.
– Ошибаешься.
– В самом деле? – переспросил Андрей, обернувшись.
– Вот уж верно – князь, – фыркнул дед по матери. – Смазка для мечей. Тьфу ты, прости Господи. – Он перекрестился. – Это ведь воины, выходящие на службу конно и оружно.
– Что это меняет?
– Все.
– Не ценишь ты союзников, – добавил дед по отцу. – А зря.
– Степь уважает только силу, – чеканно произнес Андрей. – И если ты слаб, то с тобой никто не станет договариваться. А если и будет, то обманет в любой момент. Если же ты силен, то тебе нет нужды договариваться. Ты сам все возьмешь.
– Ты уже показал, что ты сила. Али битва на Гоголе тому не свидетель?
– Что вы от меня хотите?
– Вернись за стол. И поговорим. И деньги свои забери… – произнес дед, п после паузы добавив: – Внук.
Разговор был сложным.
Сначала говорили про Азак. Про то, что новость о походе Андрея, напротив, его ослабит. Гарнизон разбежится. Степняки не станут его поддерживать так, как следует. Ну и так далее.
Парень в этом сильно сомневался. Но особой дискуссии и не получилось. Потому как эта тема стала заходом на другую, в которой деды донесли до Андрея главную проблему, которая возникла в связи с его реформами. Там, в Туле, он ее преодолел на морально‑волевых, задавив репутацией, деньгами и успехом. Здесь же и далее это тревожило многих.
Суть ее сводилась к тому, что парень фактически упразднял поместную службу по отечеству. И сводил славных помещиков к служилым по прибору, то есть, считай, наемникам…
Здесь Андрей упустил один очень важный момент. Для жителя XXI века он был не очевиден с их любовью к двойным стандартам, а потому глаз и не цеплялся. Суть вопроса сводилась к такому явлению, как наемник. Кто это такой? Как оказалось, в понимании местных любой, кто получал деньги за свою службу, то есть наем. И плотник, и сапожник, и воин… Без разницы. Денег нет? Нет и службы. Посему он и наемник, ибо служит по найму. И за пределами Тулы помещики многие очень настороженно отнеслись к преобразованиям Андрея. Да, им очень нравилось, что Андрей громил татар. Но ведь он, на их взгляд, по факту упразднял в Туле службу по отечеству, отчего нововведения парня и распространялись на иные полки с такой, по сути, нулевой скоростью.
– Ха! Нашли чем гордиться!!! – засмеялся, воскликнув воевода, когда до него дошла суть недовольства.
– Умерь свой смех! – рявкнул дед, однако второй его одернул.
– А чего его умерять‑то? Вы хоть понимаете, в чем суть службы по отечеству?
– Учить нас желаешь?
– Куда там? Старых учить – только розги изводить. Зачем учить? Просто беседовать. Вот в чем ваша гордость?
– В том, что служим. Как отцы наши и деды, – четко рапортовал дядя Фома.
– Так твой отец же первый поверстался в поместные. Не так ли?
– И что?
– Кем он ранее был?
– Э‑э‑э… – почесал затылок дядя Фома.
– А правда, кем мой прадед был? Ты ведь никогда не сказывал.
– Нечего о том болтать!
– Дело мутное, что ли?
– Не желаю о том говорить, – отрезал дед.
– Служил в дружине у кого‑то?
– Уймись!
– Ладно. Это действительно неважно. Суть службы по отечеству – это плата, которую вручают правом кормиться с выделенной на время земли. Так?
– Так.
– Но чья это земля?
– Ясное дело, чья. Государева.
– Вот, то есть не ваша. Так?
– К чему ты клонишь? – нахмурился дед.
– Сколько у тебя крестьян?
– Семеро.
– Сам пашешь?
– Что за глупости ты спрашиваешь?
– Сам пашешь?
– Иногда приходится. Но больше помогаю на жатве.
– Вот! А теперь подумай, что это такое. Подумайте вы все.
– Скажи же уже как есть! – воскликнул дядя Фома. – К чему нам голову впустую ломать?
– Такая штука была придумана еще эллинами. Только не для добрых всадников, а для пешего крестьянского ополчения. Людям нарезали землю. Позволяли с нее кормиться. А взамен требовали службу. Хитрые данайцы ловко придумали, как и службу требовать, и не платить за нее. По сути, вы все – просто вооруженные батраки.
[1] Большой Камень – старое название Урала на Руси.