LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Помещик. Том 6. Граф

– Как тебе угодно, граф, – охотно согласился Митька.

– У тебя есть корабль. Но он очень маленький. Bona Confidentia[1], если не ошибаюсь? Ну да. Так вот. Если ты пойдешь на нем, то почти наверняка погибнешь. Викинги в старину ходили на запад на драккарах и кноррах, которые были существенно меньше. Но ты не викинг. Ты знаешь, кто такие викинги?

– Нет, к… граф.

– У тебя в команде есть нурманы али датчане со шведами? Вот. Отлично. Спроси у них. Ты не викинг. Кроме того, маленький корабль – это мало товаров, мало припасов и, что немаловажно, мало людей. А значит, жаждущие наживы пираты будут представлять для тебя ОЧЕНЬ большую угрозу. Особенно после того, как ты обменяешь шкурки на золото и серебро в Испании. Понятно излагаю? Вопросы?

– А где я большой корабль найду? – очень тихо и осторожно поинтересовался визави.

– Это твое дело. Сможешь – укради. Не сможешь – купи. В крайнем случае – возьми на абордаж. Главное, чтобы корабль был больше нынешнего в три, а лучше в четыре раза. Ты понимаешь, сколько это?

– Понимаю. Чай, не дурной. Счету обучен. Я же из купцов. Государь меня поморцем кличет, но я со Пскова.

– Хорошо, – кивнул Андрей. – Первый твой поход будет не за Атлантический океан. Твоя первая задача – раздобыть пригодный для того корабль. Может быть, не самый быстрый, но очень крепкий и вместительный. И, без всякого сомнения, галеон. Военный корабль.

– Но…

– Деньги я дам, – перебил его Андрей. – Точнее, не деньги, а краску – ляпис‑лазурь. Государь же мехов даст добрых. В общем, корабль твой нагрузим. А уж как ты этим всем распорядишься – твое дело. Можешь, конечно, сбежать, но это глупо. Ибо второго такого шанса перед тобой не откроется. Так что сначала ищешь корабль и набираешь экипаж. Понял?

– Да. Что ж тут не понять?

– Потом идешь в Белое море. Там для тебя уже запасы заготовят. Провиант. Товары. Да переселенцев охочих. На запад пойдешь севером.

– Севером? Это как?

– Дойдешь до Дании – отворачивай к Исландии. По их пути проверенному иди.

– Куда?

– К Исландии. Это остров на севере, что принадлежит Дании. Посему, когда людей на корабль будешь искать, помни об этом. Ищи тех, кто дорогу ведает. Ныне, насколько мне известно, в Исландии бунт. Люди волнуются супротив датчан, что веры их лишили и лютеранство еретическое насаждают. Так что тебе нужно будет постараться разобраться – что там и к чему. Понял ли?

– Опасно.

– Опасно. Но это важно. Ныне Дания сильна, но через несколько лет может разгореться новая война промеж Дании и Швеции. И королю датскому станет не до всяких дел в Исландии. И мы должны быть к этому готовы. Ты понимаешь, о чем я?

Собеседник молча кивнул.

– Так что сказывай тем жителям, что служишь Иоанну из Скьёльдунгов, что по женской крови наследник древних Инглингов, через Мунсё и Хорфагеров. Для них это не пустые слова. Запомнил ли? Хотя, нет. Лучше запиши, – произнес Андрей и, достав чернильницу с металлическим пером, поставил рядом с несколькими листами бумаги, извлеченными чуть ранее.

– А Государь это ведает? – завершив писать, спросил купец.

– А ты думаешь, о чем мы столько с ним беседовали? – криво усмехнулся Андрей. – Ладно. Мы отвлеклись. В Исландии тебе будет нужно найти проводников, что проведут тебя морем в Гренландию. Это уже станет испытанием серьезнее.

– Почему?

– В тех краях ныне не осталось поселений и нормальных людей. Только дикари. Причем воинственные дикари, с которыми старинные норвежцы воевали. Тебе будет нужно осмотреть восточный берег и, найдя брошенное старое поселение с максимальным количеством каменных построек, основаться там. Ненадолго. Чтобы сложить небольшое укрепление. И оставить немного людей, дабы обживались. Ясное дело – с припасами.

– Зачем? – осторожно спросил Митька‑поморец. – Если там так все плохо, то зачем им там обживаться?

– Затем, что на пути в Новый Свет нужно как можно больше таких гаваней. Сначала нужно укрепиться на восточном берегу. Чтобы было куда причалить и передохнуть после морского перехода. Гренландия – это очень сложное дело. И небыстрое. Там местные дикари, насколько я знаю, терзали старых поселенцев. Грабили их. Убивали. Придется жить как в осаде. Возможно, придется провести несколько карательных вылазок, вырезая этих одичалых. Если потребуется – всех перебить, но это не желательно. Будет славно, если удастся с ними договориться, чтобы они поставляли тот же рыбий зуб в обмен на наши товары и снабжали едой поселения.

– Ох‑хо‑хой… – покачал головой Митька, явно подавленный этой новостью.

– Не ной. Дело решаемое. Сложное, но решаемое. Тем более что мы тебя будем всячески поддерживать отсюда.

– А дальше? Дальше еще хуже?

– Относительно. Смотри. – Андрей выложил на стол лист бумаги с наспех изображенной картой. – Вот тут – Нарва. Вот тут – твое любимое Белое море. Кстати, на Коле если ты обоснуешься, будет совсем славно. Ибо море там не замерзает. И можно промыслом заниматься зимой. И корабли приводить издалека в любое время. А уж дальше, в устье Двины или через волок Сороки, можно будет товары возить по сезону. Благо, что не шибко далеко.

– На Коле? – переспросил собеседник. – Там стоянка рыбаков есть. Но там никто не живет[2].

– А надо бы. И не просто жить, а крепостицу поставить. Ибо желающих пограбить, как чуть обживетесь, станет немало. Я с тобой человечков своих отправлю. Одного с товарищами в Коле высадишь. Второго оставишь в Гренландии. А третьего – в Новом Свете. Их задача будет проста – ставить укрепление да обустраивать места те. Чтобы неприятель в случае чего не сунулся и не разорил все…

– Крепко же надо укрепляться…


[1] В данном случае речь идет о 90‑тонном корабле Bona Confidentia, самом маленьком, что шел в первую экспедицию англичан на восток. По типу своему относился к галеонам, которые в те годы встречались пока еще довольно мелкими, отличаясь от кораблей старой постройки только особенностью устройства корпуса и парусным вооружением. Три вертикальные мачты и слабо развитый бушприт; прямые паруса только на первых двух мачтах в два яруса, на третьей – косой латинский парус; между коротким бушпритом и фок‑мачтой паруса имелись далеко не всегда, он использовался для растяжки и повышения жесткости рангоута. Знаменитая «Золотая лань» Френсиса Дрейка имела 150 тонн водоизмещения. И была не самой маленькой.

 

[2] Постоянное поселение возникло на Коле, что рядом с Мурманском, около 1565 года. До этого там существовала только временная стоянка для кораблей.

 

TOC