Помещик. Том 6. Граф
– Крепко. Но дело того стоит. Столь далеко от своих родных берегов ни осады долгой, ни приступа крепкого неприятелю не учинить. А потом довольно будет поставить достаточно крепкий острог и наполнить его припасами. Причем острог сей не из дерева, чтобы его не могли спалить. У острога сия есть еще одна добрая польза. Его стены станут от ветра защищать. А он, как ты знаешь, беда немалая на севере. Так что ты смотри – выбирай стоянки с умом. Чтобы и укрепиться должным образом, и для кораблей удобно.
– А датчане не обидятся?
– На что?
– Что мы на Гренландии поставили свои стоянки.
– А я разве тебе говорил, что Гренландия принадлежит Дании?
– Э‑э…
– Слышал, значит.
– В Англии болтали[1].
– Уже неплохо. – усмехнулся Андрей.
И начал расспрашивать все, что его собеседнику было известно. В первую очередь про Исландию, Гренландию и северные земли Нового Света.
Тот рассказывал. Много рассказывал. Ибо, проведя зиму в Англии, немало там всего интересного наслушался. И эти сведения были очень полезны для общего планирования.
– Ну хорошо, – наконец подвел итог Андрей. – С этим разобрались. Теперь поговорим о главном.
– О главном? А разве эти деньжищи не главное?
– Это полезно, спору нет. Но лично мне хватило бы и одной поездки…
Дальше Андрей выкатил купцу целую развернутую инструкцию по поиску разнообразных и, казалось бы, недорогих товаров. В первую очередь, конечно, индейки, северного маиса, местной тыквы и фасоли. Их вполне было можно выменять у индейцев Северной Америки. Кроме того, воеводу интересовали киноа, «солнечный цветок» и йома, как тогда индейцы называли картофель. Но эти вещи уже придется покупать в Испании. Причем последние два – это декоративные растения.
– Но зачем?
– Пользы от них державе нашей будет много больше, чем от серебра, – улыбнувшись, пояснил Андрей. – Ибо они позволят ее насытить и умерить голод людской. Так что отнесись к этому делу особенно серьезно. ОЧЕНЬ серьезно, – с нажимом добавил он, прямо смотря в глаза. Выдержал небольшую паузу. И перешел к следующей задаче. Ему предстояло наладить деловые связи в Испании. Желательно с первого захода. Например, для того чтобы ему туда из испанских заморских владений доставили желаемые товары. А также животное, именуемое альпака…
Список у Митьки получился ОЧЕНЬ приличный. Причем развернутый. С массой интересных подробностей и деталей. Где примерно что произрастает. Как выглядит. Кто должен об этом знать. Как можно получить. Какая с нее польза. И так далее.
Понятное дело, что Андрей не импровизировал. Они с Марфой не одну неделю ломали голову над тем, что, где и как им доставать, раз уж они оказались в таком интересном месте.
Алиса, ну то есть Марфа, вспомнила, что Кавказ взорвался в своем развитии в конце XVII века, когда туда завезли фасоль и индейку, давшие серьезный прирост прибавочного продукта сельским хозяйствам[2]. Во всяком случае, так она читала.
Андрей же с огромным трудом сумел вспомнить, что племена ирокезов, что жили у Великих озер, возделывали так называемые «три сестры», которые садили рядом. Маис, фасоль и тыкву. И не только они.
Маис, то есть кукуруза, был основой культурой, вокруг которой все выстраивалось. Фасоль оплетала стебли кукурузы, не нуждаясь в подпорках, а заодно насыщала почву азотистыми соединениями. И в сочетании с кукурузой давала сбалансированное злаковое питание. А тыква покрывала грунт и давила сорняки, также способствуя разрыхлению почвы и сохранению влаги.
Этакий гармоничный симбиоз.
Немного смущала кукуруза, которая, как он знал, теплолюбивое растение. Но ее почему‑то выращивали и в районе Великих озер, и по Гудзону[3], а климат там не то чтобы сильно лучше, чем под Тулой. Он сопоставимый. Понятно, что этот маис, который выращивали ирокезы, делавары и могикане, в немалой степени отличался от маиса инков и мая. Но это был маис. Скорее всего, какой‑то северный его сорт, выведенный за века вынужденной селекции.
Куда впоследствии делся тот маис – бог весть. Возможно, в ходе индейских войн его уничтожили белые завоеватели, которые всячески подчеркивали культурное различие. И намного охотнее сажали пшеницу, а также иные привычные им культуры, чем перенимали что‑то у индейцев. Во всяком случае, на севере, где лютовали будущие оплоты прав человека и демократии из Нидерландов и Англии.
Может быть, это и не так. Может быть, все это ложь и домыслы. Однако Андрей хотел попробовать. От мешка маиса делаваров купец точно не обнищает. Как и от местной тыквы с фасолью, также доставленной в целости и сохранности.
Больше всего воевода переживал из‑за картофеля. Слишком много баек про него ходило. Что, дескать, дикий и нужны какие‑то танцы с бубнами, чтобы его есть. Но чем черт не шутит? Вдруг он просто мелкий? Во всяком случае, чудаков, рассказывающих байки, во все времена хватало в избытке[4]. А снобизм, с которым европейцы в Новое время воспринимали другие цивилизации, находился за гранью здравого смысла. Так что он не доверял простой болтовне и хотел проверить…
Наконец, когда солнце уже окрасило горизонт в красный цвет, Митька‑поморец вышел на свежий воздух. Эти переговоры его совершенно измотали. Сначала страшное признание и долгое ожидание. Потом Царь душу вынимал. Теперь это чудовище, вырвавшееся с того света. Голова его раскалывалась, кипела и хотела взорваться. А руки едва сжимали целую охапку исписанных листков бумаги.
[1] Гренландия была колонией Норвегии, как и Исландия с Фарерскими островами, и в 1397 году перешла под власть Дании, из‑за чего Гренландия в Англии считалась владением Дании. Колония, правда, к 1500 году прекратила свое существование. Но приоритет Дании за этой землей был уже закреплен. Особенно в силу того, что она была никому не нужна. Заново колонизировать Гренландию Дания начала лишь с 1605 года.
[2] С этими продуктами также связывают и начало бурной исламизации Кавказа, который до того был преимущественно христианским, исключая районы современного Азербайджана и южного Дагестана.
[3] Вплоть до верховий Гудзона и земель в районе современного Монреаля.
[4] Андрей полностью соглашался с предположением Кузьмича о том, что «дураков в России еще на триста припасено», только, будучи человеком честным и бесстрастным, распространял это утверждение на всю планету. И не на какой‑то отдельный год или эпоху, а на любой момент времени. Изучение истории не добавило ему гуманизма и человеколюбия…