LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Помещик. Том 8. Мир-о-творец

– Насколько я знаю, вы не только выполнили приказ Султана, но и проявили инициативу. Особо рьяное рвение. Не так ли?

– Это наветы.

– Да неужели? Впрочем, вся эта история меня немало веселит. Вы ведь сейчас оправдываетесь перед человеком, которого сами же и признали демоном.

– Это была ошибка. Нас ввели в заблуждение лжесвидетели, которых мы уже покарали.

– Однако не отменили своего решения ни по мне, ни по Руси.

– Патриархи Пентархии для этого как раз и съезжаются сюда.

– Прямо все? Или даже епископ Рима?

– Он обещал прислать своих представителей.

– Передайте ему мое личное приглашение. И донесите мысль, что это единственный шанс выступить единым фронтом против еретиков. Упустит его – сам будет с ними разбираться. А получается, насколько я знаю, у него плохо. И из рук римской епархии продолжают уходить земли.

– Против каких еретиков? – переспросил Патриарх Константинополя, подозрительно прищурившись.

– Против этих всех течений протестантизма.

– А нужно ли нам с этим связываться?

– Нужно, – холодно и жестко произнес Андрей. – Они отринули важнейшую идею христианства, трансмутировав его, по сути, в форму сатанизма. Они выхолостили идею добрых дел, заявив, что для спасения достаточно одной лишь веры. Отчего встали на путь превращения в чертей с глазами ангелов. Лицемерных и бесконечно опасных людей, для которых нет ничего святого… Вначале было слово, сказано нам в Священном Писании. А дальше? Что было дальше? Правильно. Дело. Много дела. Сотворение мира. Посему истинное христианство – это не просто доброе слово, а очень быстрое дело. И слово, лишенное дела, не более чем лицемерие и ничем не отличается от вульгарного пускания ветра, только с другого отверстия.

– Против этого мы не возражаем. Но…

– Я хочу, чтобы вы, собрав Пентархию, осудили и отменили решение вашего старого Собора, неполного. Чтобы официально прекратили раскол, сняв встречно анафемы. Чтобы осудили протестантизм как форму сатанизма, ибо зло, что из него проистекает, не будет иметь границ. И чтобы вы утвердили кодекс христианина. Простой и понятный для всех и каждого, не требующий великого ума для трактовки.

– Кодекс христианина? Никогда о таком не слышал, – произнес Патриарх Антиохии.

– Он достаточно простой. Если ты только лишь веришь, но не делаешь добрых дел, то ты не христианин. Ибо веру и ее глубину определяют только поступки, как и сказано в Священном Писании: по делам их узнаете. Если ты силен, но не защищаешь несправедливо обиженного слабого, ты не христианин. Ибо сказано – Бог в правде. Если ты богат и живешь в изобилии, а рядом с тобой люди нищенствуют и голодают, то ты не христианин. Ибо сказано: Бог в любви к ближнему своему. Если ты покупаешь или продаешь рабов, то ты не христианин. Ибо сказано: человек сотворен по образу и подобию Бога, и тот, кто им торгует, что Иуда, продавший Христа. Ну и так далее. Это только то, что я смог сформулировать на ходу. Подумайте над другими тезисами и предоставьте мне список на утверждение.

– Папа на это не пойдет, – покачав головой, заметил Патриарх Константинополя. – Да и как преодолеть раскол? Легко сказать, но трудно сделать.

– Через федерализацию церкви. При общности философских взглядов каждый отдельный патриархат вправе устанавливать свои правила.

– Тем более не пойдет.

– Напомните ему про проклятье Римской империи. И что эпидемия сифилиса на ее просторах появилась не просто так, как и Авиньонское пленение или многие антипапы, с которыми им пришлось столкнуться, равно как и с почти веком итальянских войн на их территории.

– Все равно не согласится.

– Итальянские войны могут и не закончиться, если я не гарантирую Риму безопасность. И даже более того – продолжиться, в том числе и с моим участием.

– Италия – богатая земля, там сложно будет воевать, – заметил один из иерархов.

– Как раз напротив. Богатая – значит, великая военная добыча ждет вторгшееся войско.

– А Русь?

– Я, кажется, ясно выразился на встрече с посланниками Москвы.

– Это разве не торг?

– Торг, – улыбнулся Андрей. – Но долгой войны там не будет. Год‑два, может быть, больше, однако не сильно. И я окажусь свободен для… хм… богословских диспутов силой оружия.

С этими словами молодой Палеолог встал с трона, давая понять, что аудиенция закончена.

– Мы чуть не забыли главное, – скороговоркой выпалил Патриарх Константинополя.

– М?

– Нам известно, кто пытался организовывать покушения на твою семью.

– Известно? Из слухов?

– О нет… увы. В этом деле оказались замешаны некие духовные лица патриархата. Они свидетельствовали, что их привлекали для переговоров с Курфюрстом Саксонии. Тот был нанят для того, чтобы, подставив Сигизмунда II Августа, убить твою жену и, если получится, детей.

– И кем же он был нанят?

– Сулейманом.

– Валите все на мертвеца? Примитивно.

– Эти же люди помогали Михримах с подставными письмами, описывающими измены, которые направляли тебе и супруге твоей. Она жива. И в случае захвата сможет все подтвердить.

– А эти люди?

– Они находятся сейчас в Афоне, под арестом.

– Вы их передадите мне?

– Разумеется. И закроем глаза на пытки. Мы уже лишили их сана, ибо дела подобные несовместимы с пастырством духовным.

Андрей задумался.

Готовность передать исполнителей выглядела очень неожиданно. И говорила о том, что все эти иерархи не боялись оказаться оговоренными этими людьми. Под пытками ведь правды не скрыть.

Наивные люди там, в XXI веке, иной раз думают, будто бы под пытками болтают всякое. И даже оговаривают невиновных. Ведь больно. И хочется любой ценой это прервать. Но это не так. Больно – да. Но врать под пытками сложно…

TOC