LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Великий нефритовый путь

– Я получаю образцы практически со всех. Но они заметно отличаются от нефрита, из которого прадед сделал бокалы. Лишь с одного месторождения мне пока не удалось добыть сырьё – Витимского. В среднем течении этой прекрасной реки есть несколько разведанных площадок.

Может быть, Пономарёв получил свой камень именно оттуда? Если нет, то значит, это какой‑то природный феномен.

Вигдор кивнул:

– Как это ни странно, через месяц здешние археологи отправляются именно в те места. Я получил приглашение поучаствовать в их экспедиции. И если удастся что‑то разузнать, немедленно сообщу вам через Наталью Сергеевну.

– О, большое спасибо, Вигдор Борисович. Мне так хочется в память о предке тоже сделать три бокала. Но камни должны совпадать. Вот мой адрес, уважаемая Наталья Сергеевна, – Чжан протянул визитную карточку. – Буду с нетерпением ожидать результатов вашей поездки.

 

– …Вигдор, я не читала твоей статьи о Пономарёве.

– Это из моих ранних работ. Удивительный был человек. Он первым построил чайные фабрики в Китае. Всё своё состояние завещал на организацию образовательных учреждений в губернии. Он строил больницы для рабочих, учил их детей…

– Сегодня же покажешь мне эту статью.

– Слушаю и повинуюсь. Ладно, поеду в офис, много дел.

– У нас тоже вечный завал. Очередная выставка.

– Как хорошо, что ваше бюджетное заведение в пять часов закрывает двери и сдаёт здание под охрану. Это значит, что все высокохудожественные трудоголики обязаны покинуть свои кабинеты и отправиться по домам.

– Вы тонко намекаете, Вигдор Борисович, на семейный ужин? Буду вовремя.

Вигдор поцеловал Марианну и пошёл к выходу, но уже у самой двери остановился:

– Послушай, а можно посмотреть картину, на которой Чжан увидел нефритовый бокал?

– Я, между прочим, сама хотела тебе предложить, но ты вроде спешил. Пойдём, это Сибирский зал.

– Сибирский?

– Ну да, это же картина Белкина.

– Которого?

– Того самого, который был в составе большого гидрографического отряда Дриженко. Потом был назначен начальником первой партии гидрографической экспедиции Байкальского озера по обследованию волока от урочища реки Нирендукан до реки Малая Кункудери.

– Дорогая, откуда такие познания в области гидрографии и изучения Байкала с прилегающими землями? Ты сейчас говоришь, как специалист по исторической географии, а не искусствовед‑востоковед.

– Так мы выставку готовим для дней области в Китае.

– И что?

– Ну какая же выставка без Байкала? А Белкин много писал Байкал и здешнюю природу.

– Так он художник? Не гидрограф, геолог, географ?

– Он и то, и другое, и третье. Пойдём со мной в нашу библиотечку, а то ты что‑то у меня перевозбудился. Белкин, конечно, хороший художник, но что за повышенный интерес к нему с твоей стороны?

Марианна взяла Вигдора под руку и повела в библиотеку музея.

В небольшом помещении, от пола до потолка заставленного стеллажами с книгами, было тихо и сумрачно. Два стола с настольными лампами; видавший виды каталожный ящик с библиографическими карточками примостился у окна. Вот и вся обстановка.

Марианна жестом указала на стул и строго сказала:

– Располагайтесь, Вигдор Борисович.

Сама же уверенно подошла к одной из полок и достала книгу. Несколько раз перелистала страницы и положила томик перед мужем.

– «Летопись города Иркутска» Нита Романова?

– Открой страницу четыреста двадцать три.

– Открыл.

– Абзац второй снизу, читай вслух.

– «14 апреля 1900 года. В общественном собрании открылась выставка картин по инициативе А. П. Богословского.

Картины даны для выставки иркутянами. Можно отметить портреты г. Сибирякова и Корзухина, г. Кузнецова и Горского, г. Ядринцева и Евреинова, госпожи Бутиной, Щеглова. Местный художник И. Г. Шешуков выставил много интересных вещей. Он хорошо передаёт природу Байкала и вообще Иркутской губернии, но очень впадает в серый тон. Его «Страдная пора» имеет много достоинств. Портретами выступил, главным образом, г. Верхотуров. Более удачны господина Богословского, госпожи Р‑кой, Оглоблина, детей г. Кроля. Им же выставлено несколько этюдов». Марианна!

– До конца! Читать до конца!

Вигдор вздохнул и снова углубился в летопись:

– «Интересны работы городского архитектора А. И. Кузнецова. Лейтенант Ф. М. Белкин… – Вигдор удивлённо посмотрел на Марианну и уже с азартом, который приходит к исследователю в момент неожиданных открытий, громко продолжил: – Л ейтенант Ф. М. Белкин выставил четыре картины видов Байкала…» Это и есть тот самый Белкин, который так заинтересовал Чжана?

– Ну да. За день до выставки, о которой ты только что читал, если судить по романовским записям, в город прибыла гидрографическая экспедиция с Байкала – десять офицеров и семьдесят нижних чинов. Вероятно, среди бравых моряков был и Белкин, очень интересный, самобытный художник.

– Значит, тот самый Белкин?!

– Вигдор, ты меня пугаешь. Какой тот самый?

– Прости, не рассказал тебе. Ты же знаешь, меня и Селину пригласили в экспедицию. Археологи решили выяснить, почему так много нефритового инвентаря в ангарских захоронениях. Дальше они задумались о Великом Нефритовом пути. Точнее, о тех путях‑дорожках, по которым и другие территории поставляли свои товары к главной магистрали и оказывали услуги на этом маршруте. А потом возник вопрос: может быть, и нефрит каким‑то способом доставлялся из Приленья и Привитимья. По совпадению именно в тех местах работали участники экспедиции Дриженко – капитан Иванов и лейтенант Белкин. Тот самый Белкин, о котором написал наш известный летописец и чью картину видел Чжан, обнаруживший на ней один из нефритовых бокалов.

– Как у вас всё запущено… Тогда внимай и слушай – в наших фондах есть дневник Белкина. Видимо, вместе с картинами его записки каким‑то образом оказались в наших подземельях.

Вигдор с удивлением посмотрел на Марианну.

– Простите, это я образно выразилась. На самом деле их уже давно переместили наверх.

– О, Марианна, я мечтаю посмотреть его картины и полистать его дневник!

TOC