LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Хуррит 2

Мы заранее купим трёх лощадей, Этаби будет ждать наготове, а я, используя пистолет, отобью Аду. Выстрелы приведут к панике, начнётся неразбериха и хаос, что должно помочь нам скрыться. Главное – вырваться из города до того, как стража закроет ворота, а там уже мы помчим на восток к хурритам. Присутствие Этаби давало беспрепятственный пропуск на земли хурритов – так уверял сам кузнец.

Это был набросок плана: надо было купить лошадей, выковать стремена, чтобы Аде, да и мне было удобнее ехать и даже немного изменить конфигурацию седла. Хетты не знали стремян, не знал их и хуррит. Я чертил палочкой на глиняной дощечке, объясняя их предназначение.

– Зачем? Если можно сесть как обычно? – недоумевал хуррит, пожимая плечами. Сами сёдла тоже мне казались странной формы – я таких не видел даже в кино. Как‑то Ада обмолвилась, что брала конные уроки ещё до выхода на работу. Хурриты являлись прирождёнными всадниками, что касается меня – нет той сферы, какую бы офицер спецназа ГРУ не должен освоить, включая и конную езду.

Нерешённым оставался главный вопрос: как происходит празднование Достам Кам, где должна появиться Ада, изображая богиню Инанну? Сколько человек будет рядом с ней из жрецов, воинов?

До самого праздника оставалось девять дней, сутки в Хаттуше прошли не бесплодно: была получена полезная информация. Первую ночь на соломе провели ужасно – прелый запах забивал ноздри, вызывая желание чихать без остановок. Дал себе слово с утра заставить Мунтала поменять солому и дать нам пару кусков ткани, чтобы можно было накрыться. Здесь, в высокогорье было ночью прохладно, да и днём уже чувствовалось, что зима не за горами.

Вчера мы не закупились продуктами, когда спохватились было поздно. Завтракать отправились в «закусочную» – сегодня в меню был сыр, лепёшки иснова молоко. На вопрос про мясо Сарпи покачал головой – за десять дней до Достам Кам хетты начинали пост: рыбу и мясо запрещалось употреблять. Пост касался только хеттов, но мы решили не привлекать внимание, хотя Этаби нуждался в белке – такая гора мышц не наедалась сыром и лепёшками.

Лошадей сторговали по семь ше – один я уже отдал за завтрак, остался должен продавцу. Попросил его подержать нашу скотину у себя, пока не принесу ше. Пришлось идти на рынок к эсору, чтобы разменять сикль. Монет достоинством сикль оставалось ещё две, потом придётся переходить на пит сикль

Эсор был на месте, увидев меня, осклабился:

– У тебя есть вопросы…

– У меня есть сикль, – повертел кусок серебра в руках, – сегодня такая же цена?

– Для тебя цена будет хорошей, – меняла отсчитал двадцать три ше, сделав из них горку. На мой незаданный вопрос, улыбнулся:

– Хорошая цена притягивает хорошего человека, – вчера этого не заметил, но говорил эсор не лучше меня. А меняла неглупый человек – он разменял по максимуму, давая понять, что дорожит мной как клиентом. Зачем мне искать другого менялу, если курс хороший. Мой повторный приход давал понять, что сикли у меня есть. Редко кто тратит сикль меньше чем за сутки с учётом невысоких цен на продукты и товары. Эсор решил привязать меня к себе, понимая, что получит прибыль из‑за оборота, а не обдирания клиента.

Надо присмотреться к нему – такие люди иногда обладают ценной информацией, но эсор зря думает, что я не понимаю его психологических трюков. Вернул ему один ше, глаза старика просияли, – всегда приятно получить обратно то, что ты уже потерял:

– Ты тоже должен есть лепёшки, как и мы, – фраза получилась странная, но старик понял. Приложив ладонь правой руки к сердцу, эсор важно заметил:

– Ашшур видит, Ашшур знает, Ашшур слышит!

Подумал, что это имя эсора, но в следящую минуту, старик представился:

– Я Инлал из Нанави, – название местности мне ни о чём не говорило, но я изобразил заинтересованность.

– Нанави?

– Да, – эсор махнул рукой на восток, – это там.

– Знаю где это, – Этаби клокотал, таким я его ещё не видел. Глаза Инлала блеснули и сузились:

– Твой воин из хурре?

Отрицать было бесполезно, пусть между хеттами и хурритами в настоящее время мир, но оба народа сильно недолюбливали друг друга. И теперь от этого эсора с именем Инлал, возможно, зависела наша судьба. Зевак в этой части рынка не было, один удар ножом и проблема решена. Но эсор словно читал мысли:

– Тогда ты не получишь ответы на свои вопросы! – Инлал смотрел смело и прямо.

– Какие вопросы? – он уже второй раз говорил это.

– Ты же пришёл за Инанной…

 

Глава 2

 

Услышав имя Инанна, Этаби ринулся на Инлала – я, ухватив его за пояс, притормозил, отчаянно прося остановиться.

– Подлый эсор, говори, что знаешь, или оторву тебе голову, – хуррит прислушался к моим словам, остановившись в последний момент. Его рывок не испугал старика – он улыбался, слушая кузнеца.

– Инлал, надо поговорить. – На мои слова меняла отреагировал:

– Здесь камни шепчут хеттам, идите за мной, – сгорбленная фигура выпрямилась, плечи расправились – перед нами стоял зрелый мужчина, а не дряхлый старик. Не дожидаясь согласия, эсор прошёл к выходу из рынка и свернул направо. Переглянувшись, мы с кузнецом последовали за ним. Определённо этот старик был непростым менялой, его слова так и звучали в моей голове: ‑«ты пришёл за Инанной».

 

Для своего возраста Инлал шёл быстро – мы едва поспевали за ним: поплутав по узким улочкам, эсор вышел к ремесленной части города и остановился у гончаров. Его приветствовали многочисленные ремесленники, на минуту, оторвавшись от работы. Показав жестом, чтобы шли за ним, Инлал вошёл в полутёмное помещение. Придержав меня своей ручищей, Этаби нырнул в тёмный проход, опередив меня.

В комнате больше никого не было – эсор пригласил сесть на деревянную циновку и хлопнул в ладоши. Буквально через пару секунд в комнате появился подросток, выслушал указание на незнакомом языке и вышел. Я нащупал рукоять пистолета на поясе – в любой момент могли ворваться вооружённые люди. От Инлала не ускользнул этот момент:

– Оставь свой нож в покое, я послал сына своего сына за едой. Говорить можно только после еды, это уважение к Эа, нашему богу плодородия и мудрости.

Этот пантеон богов меня начинал напрягать – каждый городок, каждое многочисленное племя или община имели целый ворох богов, а иногда и не только своих почитали, но и чужих.

Инлал словно погрузился в медитацию – на улице были слышны человеческие разговоры, шаги, шум работы гончарного круга. Наконец, я наткнулся на круг, но сейчас меня волновало другое.

– Почему ты сказал…

TOC