Вальс душ
Эжени достает из рюкзака свой блокнот и протягивает его Рафаэлю. Тот поправляет очки в синей оправе, открывает блокнот, разглядывает рисунки. Чем дальше он их перелистывает, тем сильнее его удивление. Звездное небо на странице приводит его в ступор.
– Это что еще такое?
– Небо, я видела его таким.
– То есть вы знаете это место?
– В том‑то и дело, что нет… Это было… во сне, – выдавливает она. – Но все выглядело настолько реально, что я подумала: вдруг…
Рафаэль Герц продолжает изучать ее рисунки с наполовину задумчивым, наполовину недоуменным видом.
– Кто вы?
– Эжени Толедано, студентка, изучаю историю.
– Родственница профессора Рене Толедано?
– Это мой отец.
Он в задумчивости закрывает блокнот и отдает его ей.
– Виноват, моя программа не анализирует изображения снов.
– Возможно, вы их недостаточно изучили. Эти чрезвычайно подробные, вы только посмотрите!
– Все равно, мадам. Моя программа не может с ними работать. «5W» анализирует исторические тексты, окаменелости, археологические находки, скелеты, старинные предметы, оружие, украшения, одежду.
– То, что я собираюсь вам показать, содержит все это понемножку.
Эжени опять открывает свой блокнот и находит страницу со звездным небом. Она поворачивает страницу так, чтобы Герцу было лучше видно.
– У вас есть возможность ответить мне, соответствует ли чему‑нибудь эта звездная карта?
Герц не возражает взглянуть еще раз, морщит лоб, листает блокнот, изучает еще пару рисунков.
– Поразительно! Откуда вы все это взяли?
– Из собственной головы.
– Как‑то не верится…
– Мне нужна ваша помощь в оценке этих «видений».
Рафаэль Герц задерживает внимание на нескольких рисунках.
– Вы медиум?
– Нет, с чего вы взяли?
Теперь он подолгу рассматривает каждый рисунок, потом принимает решение.
– Хорошо, пойдемте.
Рафаэль ведет Эжени по коридорам, приглашает ее в тесный узкий кабинет, усаживается за свой рабочий стол и включает ноутбук с волшебной программой. На экране написано: «5W copyright Raphaël Hertz».
Он фотографирует на смартфон все страницы блокнота Эжени и вводит фотографии в программу. Потом перебирает их на экране, добирается до звездного неба.
– Прямо глаза на лоб! Откуда, говорите, у вас эта звездная карта?
– Из сновидения. Такое вот подробное сновидение. Потому мне и понадобилась ваша экспертиза.
Рафаэль Герц заменяет серые точки на белом фоне белыми на черном, потом так и сяк препарирует изображение, пока оно не превращается в небо.
– Местоположение созвездий, звезд и планет на вашем рисунке позволяет определить место и эпоху… – комментирует он вслух.
Эжени замечает, что чем четче небо на мониторе, тем сильнее интерес Рафаэля.
– Ну, так что? – торопит она его.
Преподаватель отвечает не сразу. Он продолжает свои вычисления.
– Можно уже попробовать ответить на вопрос «где», – слышит наконец Эжени. – Я нашел широту и долготу.
Он вводит данные в программу Google Earth и манипулирует с масштабом, пока не появляется карта конкретной территории.
– Где это? – спрашивает Эжени с дрожью в голосе.
– В Израиле. – Он еще увеличивает масштаб. – К югу от города Хайфа.
Продолжая наращивать масштаб, он получает реальный рельеф в человеческий рост, чтобы приблизиться к изучаемому участку – скале рядом с возделанным полем.
– Это оно! – вскрикивает Эжени. – Оно самое! – Можно подумать, что она узнала местность.
– Это гроты Нахаль Меарот на горе Кармель.
– Увеличьте еще, умоляю!
На экране склон горы со множеством отверстий.
– Говорю вам, это здесь! – Она указывает на треугольный вход в одну из пещер.
Рафаэль читает комментарий своей программы.
– Эта пещера называется Эль‑Табун, что значит в переводе с иврита «пещера с печью».
Он показывает окрестности, имеющие много сходства с рисунками Эжени, особенно похожи холмы.
– Это непростая пещера… – бормочет Рафаэль и открывает одну за другой страницы в Интернете. – Она принадлежит к охраняемым объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. Археологи раскопали там внутри яму, накрытую большим камнем, в яме были человеческие останки. Считается, что это один из древнейших объектов, если не вообще первый, со следами первых захоронений.
Эжени не может оторвать взгляд от фотографии на экране: на ней лежащие на земле в форме человеческого тела кости.
Мама Пус.
От избытка чувств у нее сжимается горло. Рафаэль читает дальше:
– Радиоизотопное датирование этого женского скелета показало его возраст: сто двадцать тысяч лет до нашей эры.
– Сто двадцать тысяч!.. – шепотом отзывается девушка, загипнотизированная мерцающим экраном.
Боже правый… Никто не знает, что происходило в такой далекой древности. Разве возможно, чтобы простая медитация позволила мне увидеть… это? И не просто увидеть – пережить! Я помню вкус инжирного листа с жареным мясом, которым меня угостила мама за ужином накануне своей гибели. Помню запах костра и пота соплеменников. Жужжание комаров и мух и то помню, не говоря о зуде у себя в волосах и о покалывании в пораненных ногах…
– Вот и ответ на второй вопрос – «КОГДА»! – провозглашает преподаватель.
Он читает подпись к фотографии и продолжает:
– В пещеру Эль‑Табун гомо сапиенс не заглядывали сто двадцать тысяч лет назад. Эта женщина, которую вы нарисовали, судя по ее развитым надбровным дугам, скошенному лбу, массивной голове, квадратной челюсти без подбородка, высоким скулам, ручищам с увеличенными большими пальцами и широким ступням, принадлежала к… неандертальцам.