LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Терминаторный менеджмент

Книга: Терминаторный менеджмент. Автор: С.В. Короткий

Терминаторный менеджмент

 

Автор: С.В. Короткий

Дата написания: 2022

Возрастное ограничение: 18+

Текст обновлен: 23.03.2024

 

Аннотация

 

Книга посвящена сущности и основным принципам менеджмента. Рассматриваются религиозные основы менеджмента, внутренние и внешние союзники менеджера, способствующие его успеху на выбранном пути, анализируются основные функции менеджмента.Книга предназначена для менеджеров и для широкого круга читателей, интересующихся вопросами менеджмента.

 

С.В. Короткий

Терминаторный менеджмент

 

Введение. Всеядность менеджмента

 

«Больше всего раздражают те исследования,

которые вскрывают родословную идей»

Лорд Эктон

 

Теория менеджмента впервые была применена в государственных и общественных организациях. Фредерик У. Тейлор, родоначальник «научного менеджмента», в своем докладе Конгрессу США в 1912 году в качестве «опытного примера» применения «научного менеджмента» привел клинику Мейо, а самое известное применение теории «научного менеджмента» было в Уотертаунском Арсенале армии США, находящемся в государственном управлении.

Кроме того, первая должность, которая соответствовала термину «менеджер» в его современном понимании, это – «управляющий городом» (невыборное должностное лицо) в США, а первое целенаправленное применение менеджмента состоялось при реорганизации армии США в 1901 году, проведенной Элиу Рутом, министром обороны при Теодоре Рузвельте.

Первый Конгресс по менеджменту, состоявшийся в Праге в 1922 году, организовали министр торговли США Герберт Кларк Гувер и президент Чехословакии Томаш Масарик. В начале XX века менеджмент рассматривался как инструмент повышения эффективности деятельности государства и государственных структур, причем не было различий между коммерческим и некоммерческим менеджментом. Исследователи менеджмента начала XX века полагали, что «менеджмент бизнеса является всего лишь подвидом общего менеджмента и в своей основе отличается от любого вида менеджмента не больше, чем одна порода собак от другой»1.

«Все работники государственной конкурсной профессиональной службы США подразделяются на 18 рангов. С 1‑го по 8‑й – низший персонал (конторские служащие, машинистки, стенографистки), их руководители (supervisors) занимают должности от 9‑го до 12‑го ранга, руководители среднего звена (manager) – с 13‑го по 15‑й, а высшие руководители аттестуются на должности 16–18‑го рангов (executives). Таким образом, собственно, менеджеры, руководители среднего звена государственной иерархии США, составляют около 14% от 2,8 млн. служащих федеральных органов управления»2.

Причиной отождествления менеджмента вообще с менеджментом бизнеса стала Великая депрессия, которая привела к враждебному отношению, как к коммерсантам, так и к менеджменту, с которым активно боролись профсоюзы с момента его возникновения. Поскольку теория менеджмента была востребована государством, то для того чтобы снять гражданское сопротивление принципам управления Ф.У. Тейлора, менеджмент в общественном секторе был переименован в «государственное управление» и объявлен отдельной дисциплиной3.

В настоящее время используют понятия государственное управление, социальное управление, корпоративное управление, менеджмент организаций и т.п., однако принципы, лежащие в их основе, одинаковы. Отличие между ними вызвано спецификой объекта управления и полномочиями субъекта управления, которые определенны законом государства, то есть отличия только в названиях, формах и объемах реализации единых принципов менеджмента. «Существуют различия в менеджменте различных организаций… Несомненно, управление сетью розничных магазинов отличается от управления католической епархией (хотя не так сильно, как полагают работники магазина и священнослужители), от руководства авиабазой, больницей или компанией, занимающейся разработкой программного обеспечения. Но все‑таки различия наблюдаются в основном в терминологии, принятой в разных организациях; другими словами, различия носят скорее прикладной, нежели принципиальный характер»4. Это естественно, поскольку любой вид управления на любом уровне в государственной системе должен быть основан на тех же принципах, что и принципы государственного управления, для обеспечения целостности государственной системы и её идеологии.

Итак, «менеджмент не есть менеджмент бизнеса – так же, как, скажем, медицина не есть акушерство»5. «Понятие менеджмента применимо практически к каждому виду человеческой деятельности… Менеджмент можно с успехом применять ко всем учреждениям так называемого «третьего сектора», таким как больницы, университеты, церкви, творческие организации и органы социального обеспечения»6.

Понимание всеохватной сущности менеджмента особенно актуально в наше время, когда драйвер роста развитого постиндустриального общества смещается в некоммерческую сферу, что ведет к росту влияния на общество менеджмента некоммерческих организаций. «Уже в XX веке бизнес не был сектором роста в развитых странах. В наше время в любой развитой стране в экономической деятельности… участвует гораздо меньше трудоспособного населения, чем сто лет назад. В то время практически каждый трудоспособный член общества зарабатывал себе на жизнь экономической деятельностью. В XX веке сектор роста в развитых странах приходится на «некоммерческие» сферы – работу в государственном секторе, здравоохранение, образование. На протяжении последних ста лет… бизнес неуклонно сдавал свои позиции в качестве источника рабочих мест и средств к существованию. И мы с полным основанием можем предсказать, в XXI веке сектором роста в развитых странах будет… некоммерческий общественный сектор. Именно там менеджмент сегодня наиболее востребован»7.

После второй мировой войны, которая привела к очередному уничтожению национальной аристократии, ослаблению национальных государств, началась активная стадия глобализационного процесса под управлением Великобритании (исполнитель США), что сопровождается внедрением американской системы ценностей и, кроме прочего, внедрением менеджмента в систему управления других государств. Функционирование этой системы требовало подготовки менеджеров, что привело к значительному увеличению количества студентов по направлению «Менеджмент» во всем мире. «В 1960‑е американские бизнес‑школы выпускали примерно 5 000 студентов МВА в год. Сегодня – 75000. В 1967 году в Англии существовало всего две программы МВА. В 1995 успешно работало уже 130. В США сегодня их около 800. Примерно 100 000 студентов в мире осваивают программы МBА ежегодно»8.

Россия тоже не осталась в стороне от глобализационного процесса и в 90‑х годах XX века в ВУЗы была введена специальность «Менеджмент организаций». Как и в других странах, в России внедрение чужеродного менеджмента сопровождается растущим, но неосознанным сопротивлением соотечественников, которое является лишь внешним проявлением столкновения антагонистических систем ценностей. «Теоретическое выражение чужой действительности превратилось в их руках в собрание догм, которые они толковали превратно»9.

TOC