LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Очерки о восточной медицине

Исторические исследования жизни Живака Кумар бхаши (бхасья), จิวากาโกมารภัจฉา Дживака Комарабхачча (пали), подтверждают реальность существования такого человека. Жил он в V веке до н. э. И был современником Сидтхарха Гаутама. Родился в городе Раджгир у жены местного торговца, очень красивой женщины, от внебрачной связи с царём Бимбисарой. Мать постаралась избавится от младенца подкинув его рядом с царским дворцом в сундуке. Когда слуги нашли его, царь спросил – «жив ли младенец», отсюда одна из версий имени легендарного целителя – Дживака – «тот кто жив». Таким образом он остался на воспитании у принца. Там он и заинтересовался медициной, видя, приходивших во дворец лекарей. Постепенно, обучаясь у них некоторым знаниям, Дживака утвердился в несовершенстве этих знахарей и решил продолжить, в шестнадцать лет, учёбу медицине в Такшашиле, городе находящимся в Пенджабе, в то время захваченном персами. Наверное, персидские медицинские знания повлияли на его взгляды, ведь знаменитый Авиценна был персидским учёным. Несколько лет он изучал трактаты Атреи (персидский медицинский светило). Через несколько лет Дживака от самого Атреи получил аттестацию и был отослан домой. Молодой врач‑учёный продолжал своё образование поисками по всей Индии. В некоторых тестах говорится, что долгое время изучал трактаты в городе Бхадранкара Центральной Индии. Эти же тексты рассказывают о приобретении Дживакой чудесных способностей по диагностике и лечению. Приплетается сюда и магия священных деревьев, камней и минералов, но сам факт уникальных знаний оказываются неоспоримыми древними и нынешними историками.

Медицинская практика врача в основном составляла лечение влиятельных и богатых людей, но лечил он и бедняков, чем снискал себе славу. В жизнеописании говорится о множестве великолепно выполненных операциях даже на головном мозге. Полостные операции на кишечнике, родовспоможение и кесаревы сечения сделали его в народном мнении покровителем детского и материнского здоровья. Дживака стал достаточно богат и почитаем в это время. В это же время, а история умалчивает о подробностях, он встретил Будду и стал последователем его. Уже после этого свою медицинскую практику врач совмещал с распространением буддизма, его благих знаний. По многим летописям и устным легендам, Дживака Кумар лечил и самого Будду, был врачом сангхи, оставаясь долгое время простым последователем Учения – упасака. Упасака носит белую мантию, приняв «три прибежища» и следующий «пяти священным обетам». Гораздо позднее, убедившись в правильности Учения и величии знаний самого Будды, которые оказались гораздо выше его собственных, целитель полностью принял буддизм. Даже в последствии Будда назвал его «лучшим своим учеником», который врачует не только тело, но и душу.

В ранних буддийских текстах, Дживака Кумар бхаши описывался в той же терминологии, что и будды и бодхисаттвы. В китайской терминологиие его стали называть «Королем медицины» – так называли некоторых легендарных китайских врачей. Китайским буддистским учёным и паломником Сюань Цзаном описывается монастырь, где жил легендарный медик с небольшой буддистской общиной в горах между Индией и Непалом, в Раджгире. В период между 1803 г. и 1857 г. были проведены раскопки, и развалины монастыря были идентифицированы, как Дживака‑Вихарна.

То, что Дживака Кумар бхаши является одним из главных основателей индо‑тибетской медицины, у меня не остаётся сомнений. Соединение двух больших медицинских школ – аюрведы и персидской, развитие хирургии, которая позволяла ещё и изучать анатомию, говорит само за себя. В Тибет эти знания пришли, что тоже очевидно, из последнего пристанища великого лекаря‑буддиста, соединились с традиционной тибетской фитотерапией, а буддизм давал возможность лечить не только тело, но и «дух». И здесь я в это понятие вкладываю не отвлечённые метафизические смысла, а вполне материалистическую концепцию.

 

Очерки о восточной медицине - Evgenii Shan

 

 

Теоретическая часть (краткий экскурс по древним трактатам)

 

TOC