Цифровая трансформация для директоров и собственников. Часть 2. Системный подход
Однако описанные бизнес‑процессы не заработают без четкой и понятной организационной структуры, ведь у вас не будет скелета.
Типы организационных структур
Сейчас принято выделять несколько типов организационных структур:
– линейная;
– функциональная,
– линейно‑функциональная или линейно‑штабная
– дивизиональная,
– рыночная,
– матричная
– продуктовая
Разберем каждую из них
Линейная
Самая простая модель: прямая и строгая иерархия. Ключевые решения принимаются сверху и спускаются вниз, без выделения отдельных функций: продажи, маркетинг, производство. Подходит для небольших компаний с простой технологией производства и минимальной потребностью в дополнительных функциях.
Линейная организационная структура
Плюсы:
– простота и скорость принятия управленческих решений;
– быстрая реакция на указания и распоряжения;
– ясное распределение обязанностей и ответственности;
– дисциплина.
Минусы:
– перегруженность руководителей;
– концентрация большого количества непрофильной работы на руководителях;
– слабые взаимосвязи между исполнителями;
– с ростом организации быстро растет количество уровней управления, что снижает гибкость компании и скорость реагирования на изменения.
Функциональная
Распределение обязанностей происходит по выполняемым функциям: производство, продажа, маркетинг, бухгалтерский и налоговый учет, финансовое управление. В итоге каждый занимается своим направлением. Оптимальна для небольших компаний, которые работают с одним продуктом, но требуют уже более сложной организации производства.
Функциональная организационная структура
Плюсы:
– узкая специализация направлений – повышение производительности и качества;
– четкое распределение ответственности;
– освобождение линейных руководителей от функций вне их компетенции;
– отсутствие дублирования функций (если выстроены бизнес‑процессы).
Недостаток – чем крупнее компания и объемнее структура, тем сложнее организовать разделение и коммуникацию между подразделениями, при этом сохранив командное взаимодействие. Начинает процветать бюрократия.
Линейно‑функциональная
Сочетание распределения линейных и функциональных задач. В линейном управлении – производственные подразделения, где руководитель отвечает за все, а вспомогательные функции выполняются функциональными руководителями.
Пример – производственный цех с техническим директором, который ответственен за работу и дисциплину персонала, состояние техники, производительность – в общем, за все. При этом есть некий аппарат управления, штаб, где осуществляются все вспомогательные функции: закупки, поиск подрядчиков, оформление командировочных и так далее.
Является самой распространенной среди средних и крупных организаций, где людей от нескольких сотен до пары тысяч. Оптимальна в стабильной среде: стандартные производственные процессы, стабильный спрос и внешняя среда, без необходимости реализации большого количества проектов и создания новых продуктов.