LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Социокультурный анализ христианства: история и современная интерпретация нравственности

При этом необходимо отметить то, что марксистская идеология заранее была обречена на провал, ибо основывался на принципиальном искажении закономерностей диалектики. Дело в том, что признавая «рациональное зерно» гегелевской диалектики, Ф. Энгельс и К. Маркс игнорировали самое главное – принцип единства противоположностей. Они приняли саму идею борьбы, как двигателя всеобщего развития бытия. Однако совершили роковую ошибку – выдвинули идею уничтожения одной из противоположностей. Наглядно это было продемонстрировано В. Лениным, допустившим полное уничтожение класса богачей. Как показала история, после 70‑летнего развития социалистическая система в России перестала существовать. Ибо была уничтожено классовое равновесие общества, то есть одно из двух противоположностей. А согласно диалектики, конец одной из оппонентов единой системы закономерно вызывает смерть второй.

Современная социальная реальность такова, что сотни миллионов людей живут в мире без Бога, без Христа, и, следовательно, безо всякой надежды на будущее. Для них не существует ничего, кроме этой временной жизни. Не беда, отшучиваются они: ни один здравомыслящий человек не станет сетовать во время обеда на то, что трапеза не может длиться вечно. Веселись на банкете жизни, пока он продолжается, – этого вполне достаточно для каждого. А когда этот банкет подойдет к концу, удались, соблюдая приличия настолько, насколько можешь, чтобы следующее поколение могло прийти и занять свое место за столом жизни.

Однако это плохой совет даже для тех счастливчиков, жизнь которых и в самом деле напоминает веселое застолье. Существуют очень веские основания верить, что нынешний банкет – только первое блюдо величественного грядущего банкета. И если нам так нравится жизнь земная, было бы очень странно отказаться от возможности насладиться банкетом жизни грядущей.

Более того: как быть с теми людьми – а их, вероятно, огромное большинство, – жизнь которых нисколько не напоминала веселое застолье, но, наоборот, изобиловала крушением надежд, умственной, нравственной и духовной нищетой и часто сопровождалась физической болью и страданием? Значит, у них уже нет никакой надежды когда‑нибудь в будущем познать радость жизни?

Отсюда напрашивается закономерный вывод, изложенный во многих философских трудах – наш мир совершенно несправедливый и бессмысленный. Ведь действительно, какой смысл моего бытия, если она посвящена: еде, продолжения рода и остальной «мелочи», связанной с этой стратегической задачей человека: зарабатыванию денег, чтобы обеспечить достаток для семьи, карьере в жесткой конкурентной борьбе, продвижения по бесконечной лестнице социальной структуры общества. Мудрый человек рассуждает: «Главное ведь в том, что я конкретно понимаю, что все это временно, зыбко и иллюзорно. Все, что рождается, умирает, и никакие пластические операции и чудесные методики не обеспечат бессмертие. И смыслом моей жизни мои дети также не являются, так как они тоже умрут. При этом, создавая семью, мы обязаны были бы задуматься о принципиальной ответственности: что будет с нашими детьми, как сложится их судьба?».

К сожалению или к счастью, подавляющееся большинство людей не задумываются над этими вопросами, также как и братья наши меньшие, которым просто недоступны такие возможности. И если же кто поставит перед собой перечисленные проблемы, то рано или поздно он придет к идее о Боге, как фундаменте и смысле нашего существования, так именно Он есть основа стабильности и нашей уверенности в смысле бытия.

Во всяком случае, не в грядущей жизни, заметит атеист, потому что никакой грядущей жизни не существует. Но это ничего: давайте размышлять и составлять проекты социально‑политической утопии на земле, а затем все вместе будем работать, проводя эти планы в жизнь, чтобы сделать наш мир раем для будущих поколений.

Прекрасно! Во всяком случае, для этих будущих поколений. Однако почему люди должны трудиться, бороться и приносить жертвы сейчас ради рая, который им не суждено никогда увидеть? Кроме того, в современном мире по понятным причинам не осталось места для веры ни в какую утопию. Еще со времен «Республики» и «Законов» Платона многие составляли подробные планы, как построить рай на земле; все эти планы были совершенно замечательны, кроме одной мелочи: когда их пытались претворить в жизнь, они не удавались и не удаются до сих пор. Правда, некоторые из этих проектов были настолько химеричны, что никто и не пытался провести их в жизнь. Другие, на первый взгляд гораздо более перспективные, были навязаны силой со слепой и бесповоротной преданностью теории, ценой миллионов человеческих жизней и принесли беспримерное горе и страдания, однако и этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. Так кто же теперь поверит в великие утопические проекты и теории?

Эти великие и благородные идеи потерпели неудачу по многим причинам, но главным образом потому, что они совершенно не принимали в расчет всеобщую греховность человеческой природы, которую не в силах исправить никакие социальные или политические реформы, с какой бы силой их ни навязывали, что с такой исчерпывающей полнотой показала история двадцатого века. А греховность людей исходит от того, что признаем мы теорию Дарвина или нет, но если мы придерживаемся научной точки зрения, то необходимо признать, что произошли люди от обезьян. При этом внешние изменения – развитие образования, экономики и политики не привели к полной эволюции в духовной сфере. На сегодняшний день большинство людей, как и обезьяны, страдают эгоизмом, большой хитростью, даже можно сказать, умом, при обеспечении материального благополучия. И все беды человечества по нашему мнению, основывается именно на обезьяньем эгоизме.

И это качество всего живого уничтожить невозможно, ибо Творец создал живую природу для того, чтобы она развивалась. Естественно, без эгоизма это невозможно. Его нужно и можно сдерживать, исходя от законов диалектики и религиозной картины мира. Которая достаточно ясно выражена в учении о двух лошадях великого Платона. Так вот, древнегреческий мыслитель доказывал наличие двух противоположных сил в нашей душе. Черная Лошадь – это совокупность наших деструктивных черт – агрессивности, злобы, зависти, алчности, выражающих черты эго. Лошадь Белая – э то комплекс божественной нраственности, включающая Любовь, Добро, Милосердие, Терпение и так далее.

Исходя из вышесказанного, наше самоуничтожающее эго можно сдерживать при помощи Белой Лошади. А это возможно только при помощи обращения к Всевышнему, посредством молитв, поста и помощи нуждающимся милостыней.

По мнению материалистов, нет загруженности личности греховными тенденциями, исходящих от Адама и Евы. Просто имеется комплекс психологической слабости или последствия социальных недостатков. Это же означает полное отрицание бытия Всевышнего и Писаний монотеизма: Библия и Священного Корана. «И Ветхий и Новый Завет дают ясную блистательную надежду на грядущий рай; и не только на вечный духовный рай в грядущем мире, но и на рай для окружающей нас вселенной: творение Бога, которое и поныне стенает от отчаяния и боли, когда‑нибудь освободится от рабства тления и получит сияющую свободу детей Божьих»[1]. В области же международной политики народы не будут более воевать. «…И перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы».


[1] Дэвид Гудинг. Окно в рай. М., 1993.– С. 4.

 

TOC