LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Модель количественной оценки уровня счастья

Предметом нашего исследования явилась задача построения одной из возможных формализованных моделей счастья, которая бы позволила решить несколько практических задач, а именно:

– Сформулировать подходы к количественной оценке уровня счастья и предоставить инструменты, с помощью которых можно было бы оценить общий уровень счастья человека, а также определить текущую динамику его изменения.

– Определить факторы, способствующие повышению уровня счастья человека или наоборот его снижению, и определить практические подходы к определению этих факторов.

– Определить дальнейшее направление разработки набора практических рекомендаций, которые бы позволили для каждого человека, в независимости от его текущего уровня счастья разработать конкретную программу дальнейшего развития.

Для эмпирических исследований выбранной нами темы были сформулированы следующие гипотезы исследования.

– Уровень счастья при прочих равных условиях зависит от уровня развития и поддержки непрерывного процесса личного развития. В качестве оценки этих параметров мы взяли как общий уровень образования, так и уровень его непрерывности. Так же мы поставили задачу определить вклад отдельных видов образования – формального, неформального и информального – в общий уровень счастья.

– Уровень счастья также зависит от развития всех видов интеллекта, которые, в свою очередь, выражаются в развитии различных мета‑компетенций [65, c. 94–101]. Для доказательства этого тезиса была предложена собственная 7‑компонентная модель структуры различных видов интеллекта, обобщающая имеющиеся модели и базирующая на 7 основных линиях развития личности, как основных источниках счастья.

Проверка выдвинутых нами гипотез исследования предполагает ряд логически обусловленных задач исследования, а именно:

1. Анализ основных подходов к формализации понятия счастья и подходов к его формальному описанию в истории мировой гуманитарной мысли от древнейших духовных традиций до современных подходов, проработанных в позитивной психологии, интегративной психологии и интегральных философско‑психологических системах.

2. Анализ базовой картографии, топософии счастья, определение элементов структуры и основных подходов к построению комплексной модели счастья

3. Анализ основных трактовок факторов счастья в двухфакторной модели счастья на всем протяжении ее развития от периода античности до наших дней, формализация актуальной трактовки и определении структуры взаимосвязи этих факторов и их взаимной динамики.

4. Анализ основных подходов к формализации вертикальных моделей развития, начиная от возникновения классических систем духовного развития и до наших дней. Выявление общего в методологии формирования вертикальных систем и выявление общих закономерностей.

5. Формирование комплексной модели, включающей объединение двух подходов к моделированию счастья – двухфакторной модели и вертикальных систем.

Теоретикометодологическую основу исследования составили теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной психологии, а также философских систем, рассматривающим вопросы счастья. В качестве основной теоретической базы в исследовании использовались:

– Работы лауреата нобелевской премии Даниэла Канемана и его школы в области уточнения и проработки двухфакторной модели счастья;

– Работы представителей школы Позитивной психологии М. Селигмана. К. Рифф, Э. Динер., С. Любомирски, М. Чиксентмихайи, а так же отечественных представителей школы Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина, Р. М. Шамионов, И. А. Джидарьян и др. в области определения сущности субъективного благополучия в качестве меры счастья;

– Исследования различных представителей, развивающих теории вертикального развития – Ж. Гебстера, К.‑У. Грейвза, С. Кук‑Гройтер, К. Уилбера и пр.;

– Исследования в области структуры развития личности школы интегративной психологии В. В. Козлова, и в частности работы П. В. Пискарева и его модели «Пирамида развития».

– А также изучение традиционных систем духовного роста.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, метод опроса и тестирования, метод контентанализа, метод анализа документов, беседа и наблюдение. Для проведения эмпирического исследования были использованы 7 стандартизированных методик и одна авторская. Для проведения анализа уровня и степени непрерывности процесса образования была разработана специализированная анкета. Результаты обрабатывались с помощью компьютерных программ математической статистики, корреляционного анализа для определения взаимосвязи параметров.

Эмпирическую базу исследования составляют, во‑первых, личные наблюдения автора за процессами личностного развития участников неформального психологического исследовательского объединения «Лаборатория геймификации жизни», которое работало под руководством автора в течении более чем 20 лет в Санкт‑Петербурге (через это объединение прошло более сотни практикующих участников); во‑вторых, материалы опроса при изучении степени взаимосвязи уровня и непрерывности образования и уровня субъективного благополучия (объем выборки – 130 человек); в‑третьих материалы опроса о взаимосвязи развития различных видов интеллекта и уровня субъективного благополучия (объем выборки – 206 человек);

Основные положения

– Счастье имеет два несводимых друг к другу фактора – ситуативное и интегральное счастье, каждое из которых имеет собственную динамику, они находятся друг с другом в диалектическом взаимодействии.

– Каждый из факторов может быть измерен независимо и имеет собственные меры и способы измерения.

– Необходимым условием счастья является непрерывное развитие личности.

– Для определения зависимости уровней ситуативного и интегрального счастья необходимо учитывать факторы, повышающие ситуативное счастье, но отрицательно воздействующие на интегральное счастье, отраженное автором в концепции «разумного гедонизма», которая позволяет устранить традиционное противоречие ситуативного и интегрального счастья и гармонизировать процесс непрерывного развития.

– У человека имеется 7 способов повышения уровня счастья (как ситуативного, так и интегрального), отображающихся в виде модели 7 базовых видов интеллекта.

– В своей жизни человек последовательно проходит определённые уровни развития, последовательно повышая уровень интегрального счастья. Для выхода на последующий уровень необходимо преодолеть так называемый кризис развития. Предлагается авторская модель уровней и кризисов развития, обобщающая различные подходы, имеющиеся сегодня.

– На каждом уровне развития у человек использует различные ресурсы в качестве основного способа для получения ситуативного счастья и, соответственно, использует различные способы развития.

– На каждом уровне развития для его гармоничного продолжения человеку необходимо осваивать все новые и новые мета‑компетенции (навыки различных видов интеллекта).

TOC