LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Модель количественной оценки уровня счастья

– Последовательность освоения мета‑компетенций, и понимание структуры уровней и кризисов развития позволяет человеку поддерживать необходимые темпы развития на протяжении всей жизни, что создает предпосылки для устойчивого счастья на всем протяжении жизни личности.

Научная новизна исследования состоит в том, что по результатам анализа автора, сегодня не имеется единой модели счастья, объединяющей в себе все известные на сегодняшний день подходы к анализу феномена счастья – двухфакторную модель; модель субъективного благополучия и устойчивых его коррелятов; вертикальную модель развития и модели структуры мета‑компетенций, как необходимой базы для его достижения. Именно такую комплексную модель автор представляет в своей работе.

Теоретическое значение работы заключается в том, что в ней сформулированы принципы подобной модели; сформированы принципы количественной оценки уровня счастья на базе этой модели; проведено эмпирическое доказательство некоторых гипотез, подтверждающих адекватность данной модели; и предлагаются пути дальнейшего развития работы над ее уточнением и развитием.

Практическое значение работы заключается в том, что на основе ее результатов могут быть разработаны комплексные стандартизованные методы оценки текущего уровня развития личности, так же способы выявления проблем в текущем состоянии, заключающихся в отсутствии необходимых в мета‑компетенций и предложены пути оптимального дальнейшего развития личности.

 

I. Теоретико‑методологические основы изучения феномена счастья в психологии

 

В данной главе проанализированы подходы к рассмотрению феномена счастья в мировой гуманитарной мысли, начиная с древнейших духовных традиций, через рассмотрение счастья в европейской философии, до современных подходов к рассмотрению феномена счастья в психологической науке. Так как в распоряжении современного исследователя имеется практически бесконечное количество материалов так или иначе касающийся темы счастья, то мы сосредоточились на аспектах, связанных с темой работы. Основной упор делается на подходах к созданию моделей счастья в различных философских и психологических системах, а именно выделение структурных элементов счастья и их взаимодействия, трактовках определения уровня счастья и способах повышения уровня счастья.

 

1.1. Счастье и его интерпретации в истории развития мировой гуманитарной мысли

 

Счастье, на протяжении всей истории человечества являлось объектом пристального внимания думающей части общества. Так или иначе вопросы счастья и благополучия жизни человека являлись одним из центральных мест рассмотрения во всех мировых глубинных духовных традициях.

В наиболее древней из дошедших до нас ведической традиции высшим благом и главным устремлением человека является состояние освобождения – мокша (сансакр.) – высшее, трансцендентное, не описываемое речью состояние, которое связано с освобождением от результатов прошедшей жизни, так называемой кармы. Это состояние характеризуется гармонией, успокоением, ощущением непрерывной спокойной радости. Именно это состояние и ассоциируется с понятием абсолютного счастья в индуистской и ведической традиции [91, c. 124–128]. То есть уже в древней Индии ближайшим коррелятом понятия счастья являлась свобода, причем не свобода в физическом смысле, а именно субъективная свобода – преодоление зависимости человека от кармы – прошлого опыта, как индивидуально полученного в текущей жизни и в предыдущих перерождениях, а также от родовой кармы – последствий действий предков и родственников.

Совершенно особое отношение к счастью формируется в буддийской философии. Счастье как удовлетворенность, наслаждение, достижение каких‑либо значимых результатов и желаний, является ложным устремлением, так как само наличие этих устремлений, вне зависимости от их удовлетворения, приводит к появлению все больших и больших желаний. А стало быть само их наличие является ложным устремлением. В буддизме счастье воспринимается как чистое состояние ума, не связанное с объективными обстоятельствами, то есть, по сути, счастливым человека делают не те или иные формальные обстоятельства жизни и наслаждения или страдания, связанные с ними, а то насколько он в состоянии управлять своим умом и формировать необходимые паттерны восприятия. «Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, – благо. Обузданная мысль приводит к счастью» [16, c.30]. То есть в буддизме счастье – это скорее определенный навык, набор субъективных качеств личности, характеризующих степень развития духовных способностей практикующего. Что важно для дальнейшего рассмотрения, уже в раннем буддизме возникает двойственная трактовка счастья – с одной стороны, как сиюминутного состояния и с другой стороны счастья как определенной степени развития духовного опыта. Это двойственное понимание счастья в дальнейшем в европейской мысли будет рассматриваться как антитеза гедонистической и эвдемонической трактовки счастья.

Так Далай‑Лама XIV говорит: «К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь – внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь – это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего‑то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях» [22, c.3].

Наиболее радикально идеи противопоставления подлинного счастья и удовлетворения материальных потребностей звучат в традиции китайского Даосизма. Так, например, Чжуан‑цзы говорит: «Я не могу сказать, является ли то, что все называют „счастьем“, на самом деле счастьем или нет. Я знаю только одно: когда я наблюдаю за тем, как люди его добиваются, я вижу, как их несет в общем потоке человеческого стада, мрачных и одержимых, не способных остановиться или изменить направление своего движения. И все это время они утверждают, что еще немного – и они обретут это самое счастье. Мое мнение таково: вам не видать счастья до тех пор, пока вы не перестанете его домогаться» [72, c.37].

Важным в контексте нашего рассмотрения является то, что практически во всех мировых религиях основные базовые принципы поведения, ведущие к «избавлению», совпадают, что говорит об универсальности методов движения к счастью.

Особенно глубоко в древней истории исследованием вопросов счастья занимались представители некоторых направлений античной философии, в частности эпикурейства и стоицизма.

TOC