Пранаяма и шаткарма. Дыхательные и очистительные техники хатха-йоги

Пранаяма и шаткарма. Дыхательные и очистительные техники хатха-йоги
Автор: Артём Фролов
Дата написания: 2017–2022
Возрастное ограничение: 16+
Текст обновлен: 13.03.2023
Аннотация
В книге рассматриваются традиционные очистительные и дыхательные упражнения хатха‑йоги. Сквозь призму современных научных данных подробно рассматривается техника выполнения, физиологический смысл, показания и противопоказания к применению. Руководство может быть полезно преподавателям хатха‑йоги, специалистам по реабилитации и адаптивной физкультуре, а также всем интересующимся методами оздоровления и саморегуляции.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Артём Фролов
Пранаяма и шаткарма. Дыхательные и очистительные техники хатха‑йоги
Третье издание,исправленное и дополненное
© Артём Фролов, 2017‑2022
© ИП Кочергин М.М., 2022
Введение
Друзья! Книга, которую вы держите в руках, содержит две основные темы.
Первая – это подробный разбор и описание такого важного раздела практики хатха‑йоги, как шаткарма, или очистительные процедуры.
В разных традициях хатха‑йоги можно встретить различное отношение к шаткарме. Где‑то очистительные мероприятия используются в самом начале и являются важнейшей и постоянной частью практики; в других школах им не уделяют пристального внимания, вспоминая и осваивая эти элементы лишь в случае необходимости.
Один из канонических текстов хатха‑йоги – «Хатха‑йога‑прадипика» (ХЙП) – так определяет необходимость шаткармы: «Те, в ком доши находятся в дисбалансе, должны практиковать шесть очистительных действий, прежде чем приступать к пранаяме» (ХЙП 2:21). Здесь автор текста Сватмарама использует понятийный аппарат аюрведы – древней медицинской системы Индии, и под дисбалансом дош понимаются те или иные отклонения в здоровье.
Иными словами, приступая к практике пранаямы, нужно трезво оценить состояние своего здоровья – и при наличии отклонений использовать очистительные процедуры. Забегая вперёд, скажем, что использование шаткармы может носить и профилактический характер, помогая избегать проблем со здоровьем, к которым мы имеем индивидуальную склонность.
В следующем афоризме (ХЙП 2:22) Сватма‑рама перечисляет шесть очистительных действий (шат– «шесть», карма– в данном случае «действие»). Это нети (методы очищения носовых ходов), капалабхати (дыхательные очистительные практики), дхаути (совокупность методов, очищающих пищеварительный тракт), наули (массаж внутренних органов мышцами брюшного пресса), басти (йогическая клизма) и тратака (детальная работа с органами зрения).
Все перечисленные процедуры и упражнения подробно рассмотрены в книге. Техника выполнения, частые ошибки и сложности, показания и противопоказания, касающиеся каждого классического пункта шаткармы, вы найдёте в соответствующих главах.
Вторая тема, рассматриваемая в данной книге, – пранаяма, или комплекс дыхательных техник хатха‑йоги. В «Йога‑сутрах» Патанджали пранаяма определена как «остановка вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» – таким образом, под пранаямой в конечном её варианте можно понимать техники задержки дыхания и те дыхательные режимы, которые приводят к снижению вентиляции лёгких и соответствующим изменениям газового состава крови (что, в свою очередь, реализует определённые физиологические эффекты).
В этой книге вы найдёте описания как подготовительных, так и более сложных дыхательных упражнений, технику их выполнения, предосторожности и противопоказания. Данное издание в некоторой степени может быть руководством к самостоятельной практике пранаямы, но не заменяет очного руководства опытного преподавателя (участие которого всегда предпочтительно).
Книга не содержит подробных сведений по анатомии и физиологии, так как в ней поставлены иные задачи. В случае возникновения локальных вопросов по строению дыхательной, кровеносной, пищеварительной и других систем следует обратиться к соответствующим руководствам.
Многие концепции, изложенные в книге, являются рабочими гипотезами, нуждаясь в дальнейшем изучении и подтверждении. Упомянутые в книге научные работы имеют разный уровень доказательности и приведены скорее как повод к дальнейшему размышлению и обсуждению, а не как истина в последней инстанции. Изучение природы и человека не стоит на месте, текущие научные данные могут устаревать и терять актуальность. Поэтому, конечно, не стоит безоговорочно доверять тому, что вы найдёте на страницах этой книги: стоит подойти к этому с долей критически‑дружелюбного восприятия.
Всем ясности и удачной практики!
Автор
Джала‑нети