LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Преподавание истории

Мотивационный блок включает в себя такие конкретные психические явления как потребности, идеалы, мотивы – побуждения, установки, интересы, влечения личности.

Ориентационный блок включает в себя механизмы целеполагания, планирования и прогнозирования деятельности.

Операционный блок распадается на два взаимодействующих, но недостаточно автономных раздела; один из них зависит от врождённых качеств индивида – задатков, способностей, одарённости, таланта, гениальности, другой связан с теми операционными возможностями которая психика приобретает в онтогенезе (развитии) и которые выражаются в умениях, навыках, привычках, мастерство – приобретённые качества. Способностями мы вправе считать определённый уровень усваивающих возможностей психики, её пластичность в процессах обучения, а одарённость, талант, гениальность понимать как потенции созидания в определённой области деятельности, в плоскости приобретённых качеств – навыки и мастерство.

Энергетический блок связан с вниманием, которое обеспечивает концентрацию всех операций вокруг основной оси действия. Воля придаёт высокую степень активности и целеустремлённости, важен и эмоциональный фон.

Оценочный блок включает в себя доступные механизмы мыслительной оценки результатов действия, позволяющие субъекту испытывать удовлетворённость и неудовольствие результатом его д‑ти.

Характер не стоит в ряду блоков, но связывает их в единую духовную систему – это форма протекания всех психических процессов в сознании личности, характер влияет на то, как деятельность будет протекать. Взаимодействие всех сложных механизмов есть закон внутреннего функционирования, поэтому они соединены прямыми и обратными связями. Установки – формы этой связи. (Д. Узнадзе жизнь посвятил изучению установок).

Человеческая деятельность и культура. Концепция культуры должна базироваться на самой чел д‑ти. Понимание деятельности как системы элементами которой являются: субъекты, направляющие свою энергию на познание, преобразование, оценивание объектов и обращающихся друг с другом для достижения этих целей. Объекты, на которые направлена активность субъектов. Продукты, созидаемые субъектами во всех видах их д‑ти из материалов объектов. Средства и способы совершаемых действий, с помощью которых какие‑либо объекты превращаются в продукты деятельности.

В самом широком смысле под культурой понимают всё что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных духовных и материальных потребностей. Культура выражает меру власти человека над природой и над собой. Культура общества есть показатель уровня его развития, степени его отдаления от исходного первобытного природно‑животного состояния. Точно так же культура отдельного человека определяется богатством приобретённых им социально‑человеческих качеств (знаний, умений, идеалов и др.), подымающих данную личность над полученными им генотипическими данными. Природе противостоит не культура, а общество с определёнными установками. Но культура это объект, а общество – субъект. Вспомним Лотмана (культура как знаковая система). Мы определяем в культуре прежде всего две грани: технико‑технологическую и предметно‑продуктивную, другой структурный раздел – слоевое деление культуры на материальную, духовную, художественную. Наконец морфологический анализ деятельности позволяет обнажить сложное внутреннее строение всех этих слоёв и граней культуры.

Я пришла к выводу что человек отличается от животного тем, что 1) тип нервной деятельности, а не только рефлексы; 2) социумом, речью, культурой; 3) целеполагание, прогнозирование; 4) чувства биосоциальны; 5) преображает, а не приспособляется.

Б. Г. Ананьев «Человек как предмет познания»: изменение качеств человека как индивида определяется этапами его психического и физического развития. Каждый возраст имеет тут свои особенности, что позволяет учёным строить различные, но в общем близкие друг другу периодизации онтогенеза. Но при этом развитие личности подчиняется собственным законам. Его стимулы лежат в самой д‑ти ч‑ка как подвижной системы различных видов и форм. На каждом этапе человеческой жизни один из видов деятельности является главенствующим, ведущим. Леонтьев: ведущей мы называем такую д‑ть, в связи с развитием которой происходит главные изменения в психике ребёнка и внутри которого развиваются психологические процессы, подготавливающие переход на более высокую ступень развития. 1) 0–3 года общение, особенно с матерью 2) 3–7 лет – игра, особенно в художество 3) с 7 лет познание 4) с 12 лет ценностно‑ориентационная д‑ть 5) с 16 лет преобразовательная деятельность.

 

Лекции Ксенофонтовой Аллы Николаевны из ОГПУ в 1995 году

 

Дидактика в переводе означает обучение: образование, воспитание, обучение, развитие.

Дидактика – теория образования и обучения, призвана изучать закономерности явлений и процессов, возникающих в обучении, их влияние на формирование личности обучающегося. Дидактика рассматривает содержание образования и обучения, принципы обучения, методы, и формы организации.

Воспитание в широком смысле – это процесс изменения общества в целом до конца жизни человека. Воспитание в узком смысле – процесс целенаправленного влияния, воздействия на личность.

Образование – это наличие определённых знаний, умений, навыков, совокупность определённых качеств.

Обучение – тот процесс, который влияет на ребёнка в школе.

1. Докажите, что деятельность основа развития личности.

Покажите, как изменяются отношения школьника в процессе его развития.

2. Определите функциональные возможности видов деятельности в обучении.

3. Охарактеризуйте важнейшие личностные образования.

4. Обоснуйте что речевая д‑ть является фундаментальной человеческой деятельностью.

Деятельность – это отношение человека к окружающей действительности, содержание которой составляет изменение и преобразование действительности.

Развитие – это процесс развития и формирования личности под воздействием различных факторов. Человек по своей сути выступает в 4‑х модификациях:

Человек – является носителем самой высшей формы движения материи – социальной и этим он коренным образом отличается от всего живого.

Личность – подчинена социальным устремлениям, связывает свою деятельность с целями жизни. Это социально обусловленный, детерменированный индивид. Это системное социальное качество, приобретённое индивидом в предметной д‑ти и общении и характеризующее уровень и качество отношений в индивиде (личность связана с изменениями и преобразованием).

Индивид – содержит в себе то, что отмечает человека, что создаёт возможность осуществлять жизнь и выступать в отношения с другими людьми и вести совместную деятельность.

Индивидуальность – то особенное что образуется под влиянием условий и образа жизни и д‑ти.

Роль деятельности в учебном процессе. Целеполагание; преобразующий характер в отличие от приспособления животных к среде обитания; предметность – выражает её объективно материальную основу, связь с предметным миром; осознанный характер в целеполагании, прогнозировании, в перспективных устремлениях человека.

TOC