LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Преподавание истории

Бездействие живой системы равноправно её смерти, самоуничтожению. Биологическая жизнедеятельность животных не знает расчленения действующей особи и природы, на которую эти действия направлены; человеческая деятельность социально сформировавшаяся и культурно организованная активность, имеет в своей основе разделение действующего лица и предмета действия, субъекта и объекта. Человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. В этом смысле может быть активность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов, а сам человек должен рассматриваться как субъект деятельности.

Три основных элемента деятельности:

– субъект, наделённый активностью и направляющий её на объекты или на других субъектов;

– объект, на который направлена активность субъектов;

– сама эта активность, выражающаяся в том или ином способе овладения, то есть коммуникативное взаимодействие с другими.

В роли субъекта деятельности могут выступать: конкретный индивид, та или иная социальная группа, и общество в целом.

Объекты деятельности: природный предмет, социальный институт, человек, сам субъект, если он направляет активность на собственное «я» во имя, например, самопознания и самоизменения.

Третий компонент – сама энергия субъекта в зависимости от целей: преобразующая, познавательная и т. д. Активность коммуникативная или общение.

Основная функция деятельности – обеспечение сохранения и развития человеческого общества. Животное приспосабливается к природе, а человек изменяет её, создаёт вторую природу. (М. Горький). П. К. Анохин создал «теорию функциональной системы», на её основе можно сделать кибернетическую модель деятельности, которая выявила бы:

– способ превращения деятельности из процесса в продукт;

– зависимость характера мотивов, целей от условий деятельности;

– механизм управления деятельностью, сочетающий её внутреннюю детерминацию (изменение) с регулировкой обратной связи;

– характер взаимодействия различных видов деятельности;

– закономерности сочетания моментов материальных, духовных (физических и психических), внутренних и внешних.

Морфологический анализ деятельности, три вида деятельности: преобразовательная, познавательная и ценностно‑ориентационная.

Преобразовательная деятельность в зависимости от характера объекта может быть преобразованием природы, то есть трудом; преобразование общества; самого человека в физическом и духовном бытии. Понятие раздвоение личности на объект и субъект на двух уровнях в зависимости от того изменяется ли некий объект реально или идеально. В первом случае происходит действительное изменение наличного материального бытия – природного, социального, человеческого и называется подобная деятельность практикой; во втором случае объект изменяется лишь в воображении (то есть чисто духовная операция) – это д‑ть проектирующая, она выступает в форме производства, так и потребления.

Ещё один аспект различия между деятельностью творческой продуктивной и механической репродуктивно за счёт потребности в постоянном созидании нового, более совершенного и потребность в тиражировании предметов.

Познавательная д‑ть: деятельность субъекта не затрагивает реального бытия объекта, а если и изменяет его идеально затем лишь чтобы мысленно запечатлеть его реальное бытиё, проникнуть в его глубины, постичь его суть. Активность субъекта направлена на объект, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. Объекты познавательной деятельности: природа, общество, человек, сама познающая сила. В первых трёх случаях (природа, общество, человек) познание выступает на двух уровнях: 1) практического обыденного сознания, опыта; 2) научное познание имеет свои уровни – эмпирический, теоретического знания, но это деление весьма условно из‑за широкого спектра познавательных ситуаций, на узком краю познания единичного и наиболее общих законов бытия. Относительно познания самого себя удачная формулировка Т. Шибутани: «если речь идёт о Я – концепциях, понятно, что человек является одновременно и субъектом и объектом своей собственной д‑ти» (Т. Шибутани «Социальная психология» М,1969). Познавательная д‑ть потребляет и духовный характер, исследования, продуктивные и научно‑популяризаторские цели.

Ценностно‑ориентационная деятельность имеет духовный характер, но представляет собой специфическую форму отражения субъектом объекта. Своеобразие её состоит в том, что она устанавливает отношения не между объектами, а между объектом и субъектом, даёт объективно‑субъективную информацию о ценностях и сущностях. И зафиксированное в виде понятия, знания, умения. Связано с отражением жизнедеятельности, его потребностями и эмоционально‑волевыми механизмами. Разворачивается на двух уровнях: обыденного сознания и идеологии, то есть понятие и идея. Природа науки гносеологическая (знания), ибо цель её и смысл заключены в познании, тогда как природа идеологии – аксиологическая, выработке систем ценностей и обоснование того, что должно быть, а что нет. На уровне человека: 1) эмпирическая (опытная) оценка единичных субъектов; 2) теоретико‑обобщёнными оценочными суждениями, общественная психология сознания. Носитель ценности предстаёт перед субъектом именно как объект, который он соотносит со своими духовными потребностями, идеалами и устремлениями.

Коммуникативная деятельность или общение – это есть практическая активность субъекта, направленная на других субъектов и не превращающая их в объекты, а напротив ориентирующаяся на них как на субъектов. Рассчитано на активную обратную связь, на обмен информацией.

Взаимосвязь всех видов деятельности. Художественное творчество как особый вид человеческой д‑ти. Познание – ценностная ориентация – преобразование с учётом общения. Художественный образ, искусство, творчество – это единственный вид человеческой д‑ти, который не имеет своего прообраза в жизнедеятельности животных. Искусство в отличии от религии не требует признания его образов за действительность. Примеры преобразования в художественной д‑ти – дизайн, архитектура, если связан с наукой, то литература, краеведение.

Психика как управляющая подсистема чел д‑ти. Основная функция высшей нервной деятельности состоит в динамическом программировании поведения. Функции психики: сбор информации, её переработка претворять в практику, обмен с другими людьми, постоянное самосовершенствование. Схема сбора информации: предвидение – память – представление – ощущение, восприятие – интеллект, который даёт свободно оперировать материалом. Приводит к абстрактному мышлению природа эмоций и преобразование (воображение). Художественная одарённость – эмоции – общительность – воображение – абстрактное мышление.

Вторая функция психики: преобразование данной информации в интеграционный блок – некая система миросозерцания и самопознания; на двух уровнях – осознаваемом (мировоззрение и самопознание) и неосознаваемом (самочувствие и мироощущения). Третья функция: механизмы управления д‑тью. Это выработка мотивации, ориентация процесса, выражающаяся в целеполагании и выработки плана действий, наличие некоей операционной базы при помощи которой действие непосредственно осуществляется, энергетические ресурсы (мускульная сила, темперамент), оценки результативности действий с обратной связью. Другими словами, в психике есть цепь, состоящая из пяти блоков: мотивационного, ориентационного, операционного, энергетического, оценочного.

TOC