LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Сатурн. Новый взгляд на старого дьявола

Даже спустя много лет после первой публикации книга Лиз Грин «Сатурн: новый взгляд на старого дьявола» сохраняет свою актуальность. Эта работа – важный вклад в развитие астрологии как метода самоактулизации.

В традиционной астрологии, включая эллинистическую, ведическую и средневековую (как на арабском языке, так и на латыни), считалось, что основные события и обстоятельства жизни человека предопределены – если не полностью, то в значительной степени. Те эллинистические астрологи, на которых сильно повлиял стоицизм, демонстрируют эту тенденцию в самых крайних проявлениях. Следующий отрывок из Манилия иллюстрирует это:

 

«Миром правит судьба, законы ее незыблемы, ход событий предопределён на долгие времена, рожденные– смертны, начало решает исход. Судьба– источник богатств и власти и более частой бедности, характеров и способностей людей, их пороков и достоинств, потерь и обретений».

Манилий, «Астрономика», Книга IV

 

Исламские и христианские астрологи Средневековья в теории расширили возможности свободы воли, но на практике это было не очевидно. Кроме того, все три астрологические традиции утверждали, что существуют «хорошие» и «плохие» планеты, которые позже стали называть благоприятными и неблагоприятными. Благоприятные дарили хорошую судьбу, неблагоприятные – плохую.

Однако даже в древности не все соглашались с тем, что все определено в момент рождения и что планеты делятся на «хорошие» и «плохие». Философ Плотин (204/5–270 гг.) отверг обе идеи в «Эннеадах». Его описание воздействия планет могло бы принадлежать современному астрологу:

 

«Мы можем думать о звездах как о буквах, которыми ктото все время пишет по небесам, или о буквах, которые были однажды начертаны раз и навсегда, но при этом продолжают двигаться, потому что им надо выполнить и другие поставленные перед ними задачи; за этими основными задачами следует способность к предсказанию будущего…»

Эннеады 2.3.7

 

Плотин отвергает идею хороших и плохих планет в следующих двух отрывках:

 

«Некоторые люди убеждены, что движение звезд определяет не только то, будет ли человек богат или беден, здоров или болен, но даже и то, будет ли он красив или уродлив, и, что самое ужасное, будет ли он добродетелен или грешен, то есть движением звезд предопределены и деяния данного человека, ибо деяния свои он совершает в соответствии со своими добродетелями или пороками. Нам предлагается поверить в то, что звезды могут быть рассержены на людей – и на людские деяния. Но ведь своими деяниями люди, которых звезды сами сделали такими, какие они есть, никак не могут причинить вреда звездам».

Эннеады 2.3.1

 

 

«Планеты все время должны быть безмятежноспокойны, счастливы от того добра, которым они наслаждаются, и того зрелища, котороепредстает перед ними. Каждая звезда живет своей собственной свободной жизнью; каждая находит свое добро в своем же деянии; и это деяние к нам отношения не имеет».

Эннеады 2.3.3

 

Другие платоники стали придерживаться точки зрения Плотина, но это почти никак не повлияло на практическую астрологию. Однако эти отрывки показывают, что даже в древние времена не все соглашались с «традиционным» взглядом на астрологию и приводили для этого философские обоснования.

Несмотря на вышеупомянутые исключения, среди древних и некоторых средневековых философов, которые высказывали аналогичные возражения, идеи о предопределенности и о разделении планет на благоприятные и неблагоприятные доминировали вплоть до XX века. Только в XX веке современная западная астрология отбросила эти представления.

До Лиз Грин некоторые астрологи уже предпринимали значимые шаги в этом направлении. В первую очередь речь идет о Дейне Радьяре (1895–1985) и о некоторых из его последователей. Движение в этом направлении можно увидеть и в работах Алана Лео (1860–1917). Но самоактулизация в работе Лео была скорее непосредственной частью его теософии и лишь иногда – частью астрологии. Для того чтобы использовать астрологию для самоактулизации, нужно принять его теософские убеждения и практики. В своей «Эзотерической астрологии», очень похожей на более позднюю одноименную работу Алисы Бейли, он не расширил древний символизм астрологии, а значительно изменил и даже исказил его, чтобы подогнать под нужный результат.

Радьяр, который был учеником Бейли, сделал следующий шаг и, используя подлинный древний символизм астрологии, описал ее как инструмент самоактуализации. В своих работах, таких как «Астрология личности», он объединил идеи Бейли с идеями Фрейда и Юнга, и доказал, что астрология может отойти от своего средневекового наследия и вместо предсказания событий и внешних обстоятельств жизни сосредоточиться на раскрытии внутренних процессов души. Радьяр исследовал, как эти процессы влияют на жизнь человека и, что еще важнее, как их понимание может дать человеку свободу и помочь с самоопределением. Он также резко возражал против деления планет на благоприятные и неблагоприятные.

Я никоим образом не хочу принизить ценность Радьяра как автора и важность его работ, но они довольно абстрактные и теоретические. В своих трудах он давал надежду на то, что можно справиться с любым астрологическим положением, но не предлагал никаких методов для этого. Следующее поколение астрологов должно было приступить к выполнению этой задачи, и книга «Сатурн» Лиз Грин стала важным вкладом в это дело.

Формат данной книги довольно традиционен. На первый взгляд, это обычное руководство по астрологии. Оно показывает влияние Сатурна в знаках и домах, а также в аспекте с другими планетами. Но именно такой способ подачи материала позволил заполнить пробел между мощными, но абстрактными описаниями Радьяра и потребностью искателя понять, как ему работать со своей натальной картой.

TOC