LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Сатурн. Новый взгляд на старого дьявола

Но все же я не считаю это большим недостатком книги, поскольку Лиз Грин делает явный акцент на положение Сатурна в домах, а не в знаках, и с учетом этого описания выполнены мастерски. Отсылки на положение в знаках, даже если знаки и дома можно было бы приравнять, были бы менее ценными по той простой причине, что Сатурн проводит два с половиной года в знаке и около двух часов в день в доме. Положение планеты в доме в большей степени характеризует отдельного человека, в то время как положение в знаке описывает всех людей, рожденных в течение длительного периода времени.

От традиционных руководств по астрологии эту книгу отличает характер описаний сочетания Сатурна со знаками, домами и другими планетами. Я не хочу сказать, что они «более точны» (едва ли кто‑то способен точно спрогнозировать проявление планеты в различных условиях). Но они увеличивают способность человека управлять своей жизнью. Вместо перечисления грядущих событий читателю предлагается ряд утверждений, основанных на сочетаниях символов. А затем Грин показывает, как сдвиги в сознании и самосознании могут полностью изменить проявления жизни: как из потенциально опасных превратить их в творческие и приносящие удовлетворение. Ее описания – это не просто «оптимистичное» перечисление возможностей, при котором игнорируется обратная сторона. Это указание на ту работу, которую человек должен выполнить, если он хочет изменить свою жизнь. Грин также описывает, что именно ему надо осознать и какие задачи необходимо решить. Все это требует преображения сознания и повышения самосознания. Вот пример из ее описания Сатурна в шестом доме:

 

«Когда человек пребывает в относительно неосознанном состоянии, он ощущает только то, что движется в колее и находится в плену обстоятельств, и в этом случае Сатурн становится символом недовольства и негодования… Тем не менее от человека ускользает смысл распорядка, потому что он не понимает истинного значения служения… В эзотерическом учении говорится, что служение – это не „добрые дела“, а врожденное качество человека… Подобное служение – это результат внутренней интеграции: как только тело, чувства и разум человека приходят в равновесие, он начинает интуитивно осознавать цель и природу своей психики… Когда Сатурн находится в шестом доме, человек может прийти к внутреннему равновесию, а через него – к служению».

 

Как я уже говорил, даже средневековая астрологии признавала, что свобода воли способна изменить астрологическое предсказание. Но это убеждение было в значительной степени религиозным. Не будь у человека свободы воли, не было бы и возможности выбрать спасение. Это сделало бы Бога, а не человека, ответственным за успех или неудачу. Хотя средневековые астрологи на словах поддерживали эту идею, они так и не показали, как сознательно преобразовывать астрологические влияния. Возможно, они сами до конца не верили, что это возможно.

«Сатурн» немало поспособствовал триумфу современной астрологии, показав, что принятие, понимание и способность видеть альтернативный путь могут изменить восприятие человеком своей натальной карты и жизни. И вот что важно: эта книга показывает, что степень нашей осознанности не определяется раз и навсегда картой рождения. Потенциальный уровень самосознания не предопределен судьбой! Да, изменить сознание трудно, поскольку обстоятельства – семья, друзья, культурное происхождение – иногда работают против нас. Но это всегда возможно.

Выбор Сатурна в качестве главного героя книги очень удачен. Впоследствии Лиз Грин написала еще несколько работ о других планетах, но Сатурн идеально подходит для начала подробного разговора, поскольку эта планета, по мнению астрологов, наиболее ограничивает свободу человека и жестко определяет его судьбу. Многие рассматривали Сатурн как планету «кармы» – в ложном, но распространенном сейчас на Западе ее понимании. При этом неверном представлении Сатурн указывал на неизбежную судьбу, выдаваемую в качестве наказания или награды за поступки в прошлых жизнях. Но, согласно Лиз Грин, мудрость и понимание способны изменить энергию даже такой планеты и для этого необязательно впадать в крайности, отрекаться от своей жизни и брать в руки чашу для подаяний. На бесчисленных примерах Грин показывает, что при правильном подходе к жизни освобождение доступно каждому из нас. В традиционной астрологии Сатурн называли «большим несчастьем» (Марс был «малым»). Если у нас получится преобразовать влияние Сатурна, худшей из двух традиционных «неблагоприятных планет», значит, мы сможем сделать это со всеми символами карты.

Таким образом, книга Лиз Грин «Сатурн: новый взгляд на старого дьявола» стала одной из ключевых работ в астрологии XX века и способствовала развитию идеи о том, что астрология – это не карта фиксированной судьбы, но карта потенциального раскрытия подлинного, высшего «я».

 

Роберт Ханд, астролог, историк

 

Часть I. Сатурн в знаках и домах

 

Сатурн и внутренний мир человека

 

В сказке «Красавица и чудовище» нам кажется совершенно естественным, что чудовище, несмотря на все его уродство и способность внушать страх, должно в конце концов превратиться в прекрасного принца и жениться на героине. Сказки вызывают у нас ощущение правильности происходящего, потому что они, как и мифы, символически отражают ценности нашего коллективного бессознательного. За поверхностными культурными отличиями кроется один и тот же простой сюжет и характеры, поскольку они отображают внутренние психические процессы человека, основу его субъективной жизни. Всегда присутствуют одни и те же вводные: герой, прекрасная принцесса, глупый великан, спрятанное глубоко под землей сокровище. Чудовище – это всегда темная сторона прекрасного принца.

Данный парадокс кажется очевидным проявлением жизни, и мы принимаем его, встречая в мифе, сказке или в других символических системах, например в религиозных сюжетах. Однако современная астрология, похоже, игнорирует его. Мы по‑прежнему делим планеты на неизменно плохие и неизменно хорошие. И даже если мы позволяем себе небольшую двусмысленность – немного серого среди абсолютно черного и белого – этого все равно крайне мало. Многие традиционные интерпретации гороскопа по дате рождения получаются довольно плоскими, словно двумерными. Кроме того, астрологи нередко интерпретируют карту рождения в соответствии с моральными принципами нашего общества, и тогда речь идет о «честных» и «нечестных» картах, моральных и аморальных аспектах, а также о позитивном и негативном поведении. Астрологии все еще присущ подход «или‑или». Карл Юнг писал, что до христианства зло не было таким уж беспросветно злым, и можно сказать, что в результате христианизации астрология утратила множество тонких парадоксов, характерных для этой богатой символической системы. Самый опороченный из всех астрологических символов – это Сатурн, чье лицо чудовища общеизвестно, но чье второе лицо – прекрасного принца – видят редко. Но чтобы символ полностью передавал свое значение, нужно видеть и то и другое, в противном случае интерпретация получится плоской и неполной.

TOC