LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Собрание сочинений в четырех томах. Том 2

Я много раз видел, как вроде бы отпетое хулиганье, тянулось к ободряющей улыбке педагога, мягкому прикосновению, добрым словам, незатейливым шуткам.

По прошествии времени, не без помощи научных знаний, стало более или менее понятно, чего же им не хватало. Им не хватало любви. Это были дети, которых недолюбили в детстве, а потом и в отрочестве. Они не получили того, что должен с молоком матери получитькаждый ребенок. Их недолюбили! И эта обделённость продолжала мучить их в подростковом возрасте.

Что делать? Что нам, педагогам, можно и нужно было делать с детьми, которых судьба так сильно обделила?

Выход был один– полюбить их, невзирая на агрессивность, хулиганские выходки, отвращение к учебе и постоянные демонстрации неповиновения. И любить так, как будто жизнь у них начинается заново. Любить и прощать. Учить, терпеть их выходки, прощать и снова любить. И показывать нашим детям, что мы вместе с ними, любя, можем сделать еще много всякого добра и нашу совместную жизнь сможем сделать достаточно интересной.

Было очевидно, что наши «пэтэушники» нуждаются в любви больше, чем обычные дети. Мы поняли, что любовь и есть то средство, при помощи которого можно заниматься их воспитанием. Без этого средства не то, что работать, приближаться на безопасное расстояние к нашим ученикам было невозможно.

И ещё. Было замечено, что чем чаще и больше в ответ на хроническое вранье, грубость, хамство и прочие проявления «активности» наших детей мы демонстрировали неизменную доброжелательность и несокрушимое спокойствие в сочетании с подобающей строгостью, тем всё чаще и всё больше мы сами стремились это делать снова и снова. И мы чувствовали, что наш мир медленно, очень медленно меняется: ученики становятся чуть спокойнее и чутьчуть вежливее, а мы, педагоги, – еще более толерантными и уверенными в своих действиях.

Так родились наши первые, азбучные, представления о педагогике любви. Позднее были сформулированы концептуальные основы и принципы педагогики любви, закон первичности любви, новые мотивационные подходы к профессиональному обучению и воспитанию учащихся.

 

Педагогика любви утверждает любовь не просто как необходимый компонент образования. Любовь была названа главным педагогическим средством обучения, воспитания и развития человека. А главной целью педагогики любви было провозглашено воспитание Человека любящего (Homo amans), которому должны быть присущи такие качества, как миролюбие, человеколюбие, добродушие, доброжелательность, сострадательность, терпимость, эмпатия.

Но если любовь– это не только эмоция, или чувство, а еще и средство воздействия одного человека на другого, то она должна обладать неким энергетическим потенциалом. Я предположил, что этот потенциал должен быть в основе проявлений любви, и назвал его энергией любви.

И тогда возник следующий вопрос: откуда у человека берется потенциал энергии любви?

Поначалу думалось, что дело в генах: одному Бог дает большие потенции и большую способность любить, другому– меньшие потенции и способности. Возможно, и так. Но выяснилось, что кроме генов на потенции новорожденного оказывают сильнейшее влияние факторы внешней среды, особенно, условия его рождения, вскармливания, воспитания, его взаимоотношения с матерью, с отцом,с окружающим миром и другое.

Действительно, Бог, или Природа, каждому младенцу дает какието первоначальные импульсы любви. Более того, энергия любви появляется в человеке, повидимому, еще в утробе матери, до его появления на свет, а после рождения, особенно в период кормления ребенка грудью, эта энергия, как было доказано многочисленными научными наблюдениями, либо быстро прирастает, либо угасает. Оказалось, что именно мать– причем только любящая мать! – в период кормления младенца грудью дает ему огромный заряд энергии любви. И этот заряд настолько важен для последующего развития человека, что он так или иначе действует в человеке в течение всей его жизни.

В дальнейшем каждый индивид, имея в себе с младенческого возраста большой или небольшой заряд энергии любви, способен либо увеличить его, либо уменьшить.

В книге, в содержании её частей, названных мною «Этюдами», приводятся авторские гипотетические суждения о любви, главные из которых состоят в следующем:

 любовь– это не только чувство, эмоция, но и энергия, которую можно назвать энергией любви или жизненной энергией;

 энергия любви (жизненная энергия) рождается в результате взаимодействия двух противоположных начал: энергии, которую мы привычно всегда называли любовью, и энергии ненависти (агрессивности);

 жизненная энергия первична и является, основой существования человека и всего Мироздания;

 жизненная энергия присуща человеку с момента его рождения;

 жизненная энергия у каждого человека по мере его развития может либо возрастать, либо угасать; во многом этот процесс зависит от самого человека.

Целями педагогики любви являются создание условий для развития у воспитуемого потенций для наращивания своей жизненной энергии и его воспитание в духе Человека любящего.

 

Настоящая книга– это книга этюдов о Пути (Дао) любви, который могут выбрать Учитель и Ученик. Каждый из этюдов представляя собой отдельную самостоятельную работу, освещает ту или иную проблему, связанную с генезисом энергии любви, её использованием человеком и возможностями её аккумулирования Человеком любящим. Описываются принципы и основные концептуальные подходы педагогики любви, а также фрагментарно– педагогический опыт их реализации.

Этюды не связаны между собой единой сюжетной линией, но в совокупности все так или иначе связаны с проблематикой воспитания человека, в том числе воспитания Человека любящего.

Считаю необходимым заранее предупредить вдумчивого читателя о том, что, излагая основы космогенеза и антропогенеза, гипотезы об эволюции Вселеннойи Разума (в которых я, как дилетант, не могу претендовать на исчерпывающую компетентность), я опирался на Учение Агни Йоги, книги Е.П. Блаватской, российских ученыхкосмистов К.Э. Циолковского, В.И Вернадского, А.Л Чижевского, Н.А. Козырева, В. П. Казначеева и другие источники (в том числе– эзотерические) в той части, в какой они не противоречат современным естественнонаучным воззрениям. Однако поскольку почти все, что исходит из эзотерических источников, современной официальной наукой либо отвергается, либо просто игнорируется, то я осознаю, что представленные мною суждения, во многом гипотетические, могут быть подвергнуты жесткой критике.

Критика, особенно, аргументированная и конструктивная, автором приветствуется. Желательно только, чтобы оппоненты, приводя доводы contra, не говорили, что «этого не может быть потому, что этого не может быть никогда» по причине того, что «люди, живя на луне, падали бы вниз, а этого не бывает».

 

О Вселенной, Разуме и человеке

 

«Что‑то там всё же есть», – говорят многие люди, неопределенно указывая пальцем вверх.

 

TOC