LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Собрание сочинений в четырех томах. Том 2

Книга: Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. Автор: Николай Пернай

Собрание сочинений в четырех томах. Том 2

 

Автор: Николай Пернай

Дата написания: 2022

Возрастное ограничение: 0+

Текст обновлен: 16.01.2023

 

Аннотация

 

В том 2 включена книга «Дао любви. Этюды» (2019) в новой редакции.

Автор выдвигает оригинальную гипотезу о том, что любовь есть явление энергетическое, энергия любви является жизненной энергией человека, которая у каждого индивида по мере его развития может либо возрастать, либо угасать. Задача педагогики, которую автор называет педагогикой любви, – развитие у человека способности накапливать энергию любви и воспитание его в духе Человека любящего (Homo amans). Следование принципам педагогики любви открывает путь дальнейшего развития и познания. Путь любви – это Путь (Дао), который могут выбрать Учитель и Ученик.

Книга адресована родителям, педагогам и всем тем, кто находится на Пути самосовершенствования.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

 

Николай Пернай

Собрание сочинений в четырех томах. Том 2

 

Обретя в своем сердце непреклонное стремление знать, я вступаю на Великий Путь…

Лаоцзы

 

Собрание сочинений в четырех томах. Том 2 - Николай Пернай

 

© Пернай Н.В., 2022

© ООО «Издательство Родина», 2022

 

Вводные пояснения

 

Встав на Путь развития и познания, который мудрый Лао‑цзы назвал Дао, мы учимся «видеть в чудесном чудесное» и приближаемся к пониманию источников жизни, начала и конца всего сущего. Рано или поздно практически каждому ищущему человеку открывается понимание того, что Путь жизни – это не только Путь познания, находок и потерь, радостей и страданий, удач и неудач, но и – Путь (Дао) любви. Потому что любовь есть основа основ нашего бытия. Мы, живые существа, не можем жить без любви. Точнее, мы можем жить и работать только в атмосфере любви. Мы существуем только потому, что любим жизнь и, так или иначе, любим наш мир, даже несмотря на то, что многие его явления нам не по душе. В меру своих возможностей мы любим друг друга, хотя и не всегда осознаём это. Раноили поздно любой человек приходит к пониманию того, что жизнь без любви– ничто.

Каждый родитель, отец или мать, инстинктивно понимает, что родное дитя постоянно нуждается в его любви. Каждый педагог, работающий в обычном учебном заведении с обычными учениками, понимает, что дети нуждаются не только в повышенном внимании к себе, они испытывают постоянно возрастающую потребность в любви и всегда ждут от своих учителей, так же, как от родителей, проявлений любви.

Это было первое, что я понял, когда начал работать в общеобразовательных школах, потом в техникуме, в которых учились обычные «среднестатистические» ученики.

Но когда много лет назад судьба привела меня в среднее профессиональнотехническое училище 63 г. Братска, я понял еще коечто.

Поначалу показалось, что в училище– не ученики, а исчадия ада. Большинство из них не только не владело элементарными навыками поведения, не признавало авторитетов ни своих родителей, ни преподавателей, ни старших по возрасту, но и откровенно говорило о своем нежеланииучиться чему бы то ни было, в том числе– учиться профессии.

Я был потрясен, подавлен. Какоето время мое нутро не в состоянии было осмыслить увиденное. Постепенно, приходя понемногу в здравое состояние, я начинал задавать себе вопросы: почему мои ученики не хотят учиться? Почему они пренебрегают общепринятыми правилами приличий? Почему ни во что не ставят своих родителей? Почему хамят преподавателям и матерно ругаются? Почему, в конце концов, они такие злые и агрессивные?

Ответы не требовали большого напряжения ума. Причины всех бросающихся в глаза девиаций были многообразны и банальны: это и родительская и педагогическая запущенность, и неблагоприятное социальное окружение, и плохая наследственность, и непривлекательность «избранной» в ПТУ профессии и многое другое.

Но главная тайна открылась не сразу. Потребовалось некоторое время, чтобы более внимательно присмотреться к жизни нашей «фазанки» – так среди учеников было принято называть профтехучилище– и попытаться осмыслить эту жизнь.

Наблюдая за взаимоотношениями преподавателей и мастеров производственного обучения со своими воспитанниками, я обратил внимание на любопытные детали. Оказалось, что в разных ситуациях с различными педагогами «фазаны» проявляли себя поразному, иногда– диаметрально противоположным образом.

Я видел, как подростки, еще пять минут назад грубо обложившие матом преподавательницу математики, радостной толпой бежали по длинному коридору на встречу со своим «мастаком», а тот, ничего не зная об инциденте с математичкой, встречал их, широко раскинув руки, обнимая и улыбаясь. Он говорил им чтото веселое, и толпа время от времени взрывалась хохотом. А когда отсмеялись, мастер озабочено сказал, что есть работа, которую он сам, без ребят, сделать не может. Он просил их остаться, чтобы помочьему. Речь на самом деле шла о не сложной, но трудоемкой работе в мастерской: о подготовке инструмента и самой мастерской к следующему занятию. Пацаны закричали: «Замётано! Мы остаемся».

И остались. И работали. И никто не ушел, пока не сделали всё, что нужно.

В другой раз я видел, как ученики группы 3, до остервенения ненавидевшие уроки литературы– большинство из них писали свои изложения и сочинения на твердую «единицу», – вместе со своим мастером сидели в училище чуть не до полуночи и бубнили стихи. Оказалось, мастер уговорил пацанов подготовить спектакль по сказке Леонида Филатова о Федотестрельце. Надо было видеть, с каким азартом, как бы на спор, ненавистники литературы выдалбливали наизусть огромные куски из стихотворных текстов сказки. А через тримесяца готовый спектакль они показали всему училищу, а потом и городу! Был большой успех.

TOC