LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Заметки православного изобретателя

Вывод ясен: даже один этот единственный (а он, наверняка, не единственный) случай стоит того, чтобы украшать и подсвечивать храмы всеми возможными и невозможными способами!

 

Каким стать и как им стать

 

Величие святых вызывает дискомфорт: вот они какие, а я – что? Поэтому есть тенденция считать их жития – преувеличениями, особенно в отношении далекого прошлого, где уже ничего не проверить.

 

Но сегодня мы вспоминаем праведного воина Феодора Ушакова. Его‑то подвиги задокументированы великолепно. Адмирал успешно провел 43 морских кампании, ни разу не потерпел поражения, не потерял ни одного корабля, ни один его матрос не попал в плен. Если бы речь шла о временах давних, многие сочли бы это не то что преувеличением, а просто выдумкой. Но масса документов и сама карта мира не оставляют такой возможности.

 

А главное – до нас дошли свидетельства, раскрывающие, как именно он достиг этого. Оказывается, фантастические профессиональные успехи были не случайностью, а прямым результатом того, что любовь к Богу и людям великий флотоводец положил в основу своей жизни.

 

Искренняя забота о каждом матросе, мирном жителе и даже поверженном враге, изучение и применение всего относящегося к своему служению, огромный объем информации, изученный для этого, аскетизм, личный пример во всем, принятие ответственности и необходимого риска, смелость и творческий подход – эти «секреты», делающие рядового человека великим, известны и доступны каждому.

 

Жития святых показывают: какими можно стать. В лице Феодора Ушакова история сохранила более подробный урок: как таким стать. И на этот путь Христос приглашает каждого.

 

Гендерные проблемы

 

Возникли эти проблемы не на пустом месте. В крестьянской семье, занятой сельским хозяйством работали все, от мала до велика – по другому было не выжить. Но человек научился строить машины, облегчающие труд в сотни раз. Теперь отец мог делать столько продукции, чтобы хватало на всю семью, а мать – посвятить время развитию детей.

 

Но недобросовестные люди смекнули, что часть (желательно – большую) этой продукции можно присвоить себе. Для этого нужно как можно меньше платить рабочему, но так, чтобы он не восстал. Так появилась пропаганда снижения рождаемости всеми мыслимыми путями. Ведь человеку, содержащему меньше детей – нужно меньше денег. А если детей совсем нет – так за те же деньги можно нанять обоих, и мужа и жену, и получать двойную прибыль. Пошла пропаганда освобождения женщины – освобождения от ее материнского призвания для того, чтобы «свободно» таскать рельсы, сидеть в душных офисах, таксовать и т. д. Постепенно, люди приняли и это. Пошла новая пропаганда: зачем вступать именно в разнополые браки… зачем вообще браки… зачем содержать стариков… зачем принимать сирот… зачем сохранять жизнь больным и бедным… Все это одного поля ягоды: обобрать человека.

 

Итог очевиден. Пещерный человек мог за день отнести тушу весом 40 кг на 10 километров. За то же время современный дальнобойщик перевозит 40 тонн на 1000 километров. Его труд стал производительнее в сто тысяч раз! Но, как и далекий предок, за всю жизнь он едва успевает заработать на пропитание и жилье. В начале XX века американец работал один и покупал дом за наличные. В начале XXI века они работают с женой оба и вынуждены брать ипотеку.

 

Что же делать? Начхать на пропаганду и жить своей жизнью. Женщина и мужчина обладают равным достоинством и правами перед Богом и государством, но устроены они и телом и умом очень по‑разному, для очень разных задач – и это хорошо. Раньше люди не догадывались, что можно сделать правый и левый сапоги разными – и мучались. Никто в здравом уме не хочет к этому возращаться. Тем более, каждому человеку – уникальному Божию творению – стоит творчески учитывать свои особености – телесные, душевные, духовные – чтобы не превращаться в «безликий индивид», а прожить осмысленную, плодотворную и радостную жизнь.

 

Считать себя грешным

 

Почему в христианстве надо считать себя грешником? Почему святые считали себя хуже всех? Это легко понять на примерах из более наглядных областей.

 

Что мы скажем о военачальнике, убежденном, что его армия сильна, враги побеждены, и не стоит развиваться в этом отношении? История полна примеров, когда такая позиция вела к эпическим поражениям. Древняя поговорка гласит: «Победив – наточи нож». Либо почивать на лаврах, либо повышать боеготовность. Отчеты о могуществе характерны для слабых, безжизненных армий. Живые – осознают свои слабые места, ужасаются им и вопиют о нехватке того и сего.

 

Что мы скажем об ученом, поолагающем, что знает достаточно, и в его области больше нечего изучать? Это напыщенная позиция всезнайки, закрытого к новому и совершенно непродуктивная. Науку движут не такие люди, а «знающие, что ничего не знают», понимающие ничтожность своих (пусть даже великих по меркам окружающих) познаний по сравнению с возможными.

 

То же в спорте, искусстве, технике, образовании, экономике, медицине… во всех сферах человеческой деятельности, и, конечно же, в духовной. Развитие – это повышение планок по мере их достижения, а не застывшее самодовольство по поводу преодоления какой‑то одной из них. Построить в детсаду пирамидку из кубиков, несомненно, – достижение, но один, не видя перспективы, на этом будет считать вопрос закрытым, а другой – поставит перед собой задачи выше и выше, пока не построит настоящие города. Очевидно, какому из этих примеров уместно следовать в деле спасения.

 

Кто изобрел больницы?

 

TOC