LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Заметки православного изобретателя

Сегодня мы вспоминаем святого Василия Великого. Это звание вполне справедливо. Он составил текст литургии и ряд молитв, вошедших в современные молитвословы. Превзошел и усовершенствовал аристотелевскую философию чтобы создать адекватные понятия для описания Святой Троицы. Учил, что Божие слово созидает естество, а не конкретные вещи, поэтому над вещами время властно, а над естеством – нет. Составлял классификацию живых организмов и обличал популярную тогда астрологию. Его поучения звучат, как будто написанные сегодня. А еще он изобрел иконостас и… больницу.

 

Здоровье тех, кто не мог позволить себе личного врача, никого не интересовало до того, как прекратились гонения на Церковь и христиане смогли легализовать социальное служение. Сетовать о проблемах своего времени мог каждый – святой Василий же их решал. Для этого ему нужно было очень многое знать и уметь – и он получил семь дипломов об образовании.

 

В середине IV века в Кесарии разразился голод. Святой оперативно создает общественные бесплатные столовые. Ему пришлось бороться, доказывать, добиваться, ругаться с богатыми, чтобы убедить их открыть свои запасы продовольствия и поделиться с голодающими. Страшной зимой 367 года, отец Василий понял, что нужно создавать учреждение, которое будет служить страждущим. Не жажда славы двигала им: Христос сделал его таким, какими хотим стать все мы – человеком, неспособным оставаться равнодушным к чужому страданию.

 

Создание больницы, как и любое великое дело, казалось современникам глупым, ненужным и расточительным. Святой Василий, сам изнемогая от болезней, преодолевал сопротивление еретиков, недоброжелателей и завистников. Он с трудом переубеждал монахов, видевших помощь больным только в молитве за них. Сам император был против его идеи. В 372 году наконец был построен знаменитый комплекс, получивший позже название «Василиада». Святитель убедил богатых вложить свои средства в это дело, убедил и бедных участвовать в воплощении его идеи.

 

В центре стоял великолепный храм, а вокруг – здания, пансионы‑гостиницы, школы, дома для сирот и неимущих, и, собственно, больница из многих корпусов – по числу известных болезней. Такого еще не было нигде и никогда! В постоянной готовности находились лошади и повозки «скорой помощи»…

 

Святой Василий лично руководил работами, и сам строил, а потом участвовал в работе больницы – на участке, куда меньше всего хотели идти нанятые в штат врачи – в отделении прокаженных. Он сам этих больных перевязывал, мыл, общался с ними, обнимал их, в каждом видя образ Божий – что было вызовом общественным нравам. Когда святой умер, его друг Григорий сказал: «Василий Великий сумел убедить нас в том, что, если мы считаем себя людьми, то не должны пренебрегать себе подобными, ибо своим бессердечием и злобой мы обижаем Самого Христа, Который начальник всем».

 

Без него не было бы и современной медицины. Разграбление Рима Аларихом в 410 г. покончило с западной империей и прервало нить развития в ней медицины: средневековая западная медицина была искаженной версией медицины Галена. Многие выдающиеся хирурги были духовными лицами, но их практика не приветствовалась Ватиканом. Были приняты законы против того, чтобы духовные лица занимались медициной в мирских целях. В 1215 г. IV Латеранский собор запретил клирикам практиковать прижигание и разрезы. В конце концов, Папа Гонорий III строжайше запретил всем лицам духовного сана (единственному образованному слою общества) практиковать медицину в любой форме.

 

«Василиада» же была задумана автором лишь как прототип для тиражирования, и вполне оправдала себя в этом качестве. На всей территории Византии была впервые в истории цивилизации создана полноценная бесплатная система народного здравоохранения (~160 оборудованных больниц). Медицинские знания греков и римлян не были утрачены, но изучались, систематизировались и развивались персоналом больниц. Они были заимствованы мусульманами, захватившими Византию, и, в конце концов, в XVI веке, вернулись на Запад, послужив базой становления современной научной медицины. Святый отче Василие, моли Бога о нас!

 

Традиция и модерн

 

Публицисты, политологи спорят – что лучше: Традиция или Модерн? И как ни крутят – что так плохо, что этак.

 

А все очень просто. И Традиция и Модерн есть не что иное, как этапы развития христианской культуры: Евангелие с некоторыми вычеркнутыми местами.

 

В Традиции вычеркнуто про милосердие и сострадание (отказ от опережающего развития образования, науки и техники = равнодушие к бедным, больным, потомкам и т.д.). В Модерне – вычеркнуто про духовную жизнь, на основе которой только и возможно не потребительское, а творческое отношение к миру.

 

Такие люди как Василий Великий, Михаил Ломоносов, Федор Ушаков, Лука Войно‑Ясенецкий и другие как раз сочетали созидательный потенциал Модерна и альтруистическую мотивацию Традиции, серьёзно, а не однобоко, вразрез с модой своих эпох, строя свою жизнь по Евангелию.

 

Модерн был неадекватной реакцией на неадекватные перегибы Традиции. История это показала, и никто уже всерьёз не пойдёт ни туда, ни сюда.

 

Настает время Синтеза, а вот соединит он плохое или хорошее в этих подходах, в этом и вся интрига исторического момента. То есть, либо мы всё в Евангелии вычеркнем, либо – всё примем, с соответствующими последствиями.

 

Слепая вера

 

«Вы, христиане, как дикари, не хотите искать причины событий, а заменяете их слепой верой»

 

А вот и наоборот. Всякий, вынужденный слушать разговоры неверующих, знает, что события добрые и злые в таких разговорах предстают следствием неконтролируемой игры случая, злого рока или коварного умысла колдунов (кому бы эту роль не отводил собеседник в соответствии с текущей модой). А о причинах и механизмах того, как человек замышляет и совершает зло или добро, говорить считается почти неприличным. Это ли не позиция дикаря?

 

TOC