LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Жизнь в эпоху перемен

Елка рассказывала, что когда‑то она лично знала Буховцева. Учились, что ли, вместе. И он всегда был идиотом, что и доказал, написав идиотский учебник. Буховцев, наверное, не переставая, икал. Кстати, на мой взгляд, кое‑в‑ чем Елка была права. Возможно, учебник Буховцева был искусственно усложнен. Как‑то мне попался в руки старый учебник Перышкина, и мне показалось, что там более простым и доступным языком материал был подан лучше.

Вообще, на мой взгляд, и учебник по математике был искусственно усложнен. Автор – Колмогоров, как сейчас помню. Он ввел понятие конгруэнтности. А конгруэнтность – это равенство. Вместо того, чтобы сказать: треугольники равны, нужны было, видите ли, высказываться: треугольники конгруэнтны. Просто диверсия какая‑то была, и скорее всего, и сейчас есть.

Когда я прочитала в книге о Гарри Поттере про уроки зельеварения в волшебной школе, мне тут же вспомнились наши уроки по химии. Как будто с них списали. Часто на уроках химии мы ставили опыты. Двое школьников, сидящих за одной партой, вместе ставили опыт. У нас были колбы, пипетки, бутылочки, мы каким‑то образом разводили огонь. Нужно было порошок засыпать в жидкость, разогреть, потом влить другую жидкость, и в результате получить субстанцию, например, желтого цвета. То есть если субстанция должна была быть желтого цвета, то у нас она была зеленая, если голубого – то коричневая. По‑моему, ни разу у нас не образовался желаемый цвет. И еще все время казалось, что вот‑вот что‑нибудь взорвется. Химия была для нас с Машей самым тяжелым предметом, это был единственный предмет, по которому я нахватала двоек. Так что меня нисколько не удивило отношение Гарри Поттера к зельеварению и профессору Снеггу.

Мне кажется, когда моя дочка Маргоша училась, этого не было, а зря. Может быть, люди с талантом к химии не могли проявить себя.

Учительницу по физкультуре звали Вера Ивановна (моя тезка). Она была маленькая и толстенькая, всегда в синем спортивном костюме, и удивительно, как хорошо у нее получались всякие трудные телодвижения. В начале урока мы строились по росту, я обычно была девятая. Мы бегали, прыгали в длину и высоту, прыгали через козла (у меня получалось просто садиться на этого козла), делали березку, мостик, кувыркались (это мне нравилось). Надо было еще лазить по канату, но я (и многие другие) могли только вцепиться в этот канат и немножко на нем покачаться.

Учительницу по пению звали Виолетта Григорьевна. Она иногда сама играла на пианино и пела нам кое‑что из классики. Помню еще, как она пела песню про летчиков, которые не выпрыгнули с парашютами из горящего самолета, чтобы не дать ему упасть на город:

 

И надо бы прыгать, не вышел полет,

Но рухнет на город пустой самолет.

 

Эта песня не была выдумкой, она отражала реальные случаи.

Однажды разучивали песню о Щорсе. Начинали девочки:

 

Хлопцы, чьи Вы будете? Кто Вас в бой ведет?

Кто под красным знаменем раненый идет?

 

А мальчики должны были петь в ответ:

 

Мы сыны батрацкие! Мы за новый мир!

Щорс идет под знаменем – красный командир!

 

Еще помню, как в первом классе (Виолетты еще не было) на каком‑то собрании мы пели песню, начинающуюся словами:

Ленин, это весны, это весны цветенье!

Ко мне тогда закралась крамольная мысль: «Нет, это уже слишком. Ленин, конечно, хороший дедушка, но при чем здесь весны цветенье?» Кстати, на первом этаже в холле стоял бюст Ленина и рядом существовала надпись большими буквами: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»

Да, Ленин был главным богом нашего коммунистического пантеона. Ну что ж, он был великий человек, и надо относиться с уважением к своей истории. «Так, храм разрушенный – все храм, Кумир поверженный – все бог». Это Лермонтов.

На уроках военного дела нас учили, между прочим, собирать и разбирать автомат. За меня всегда это делал Игорь. Не давалась мне эта наука. Еще нас раза два‑три возили в какое‑то место, где нас учили стрелять в мишень из ружья из положения лежа. У меня в правом глазу близорукость, а в левом было тогда стопроцентное зрение. Я приставила прицел ружья к левому глазу, и вдруг слышу грозный голос: «Номер третий, Вы левша?» Я поворачиваюсь и объясняю, что я не левша, но правый глаз плохо видит, поэтому я смотрю левым глазом, хоть и собираюсь стрелять правой рукой. Необычный случай! Я снова ложусь и пытаюсь прицелиться и снова слышу вопрос: «Номер третий, Вы левша?» Вот так нас готовили в случае необходимости защищать Родину.

В систему гражданской обороны входила, между прочим, и борьба с эпидемией. Нас учили обращаться с противогазом. Один раз в своей жизни я одела противогаз и быстренько его сняла. Удовольствие ниже среднего.

Я хорошо училась по математике. Вообще, когда я шла домой, я с нетерпением ждала момента, когда я пообедаю и сяду за математику. Обычно я после школы провожала свою подругу Машу до метро, мы там ели мороженое, она любила «Лакомку» (уже тогда была «Лакомка»), а я – «Шоколадный батончик». «Шоколадный батончик» был очень вкусный, но давно пропал. Еще недалеко от школы во время нашей учебы открыли дегустационный зал, в котором впервые в Москве появился торт «Птичье молоко». Это было целое событие!

Но вернемся к математике. Обычно к отстающим ученикам прикрепляли, как говорилось, тех, кто лучше учился по данному предмету. У нас был такой Митя, который по математике из двоек не вылезал. Даже когда ему подсказывали, из него нельзя было вырвать ни слова. И вот учительница попросила меня подтянуть Митю. Я вообще ответственный человек, тогда же была гиперответственной. На первой же перемене после получения столь важного задания я, бросив подружек, разыскала Митю и обратилась к нему с пламенной речью: «Митя! Пожалуйста! Давай отойдем к подоконнику и я объясню тебе, как решать задачу, которую нам задали.» На лице подопечного отобразился ужас, он повернулся и дал стрекоча. Я побежала за ним, крича: «Митя! Подожди! Ну почему же ты не хочешь? Я объясню тебе, как решать пример, и ты все поймешь!» Невозможно было уговаривать более убедительно, но Митя почему‑то бежал все быстрее. Я за ним, с твердой решимостью исполнить свой нелегкий долг. Несколько дней почти все перемены я бегала за ним по всем лестницам и коридорам с криком: «Митя! Постой! Куда же ты? Давай займемся математикой!» на смех народу. Наконец я решила временно оставить его в покое. Математикой мне с Митей так и не удалось позаниматься. Но вот какой был результат. Через некоторое время Митя стал звонить мне почти каждый день и спрашивать, что задали на дом, хотя он тоже был в школе. Может, он оценил, так сказать, мое внимание. Но математика – увы и ах.

Многие девчонки вели песенники. Это были красивые тетради с текстами песен и рисунками.

TOC