LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Гиперборейский Гимн

Книга: Гиперборейский Гимн. Автор: Аким Волынский

Гиперборейский Гимн

 

Автор: Аким Волынский

Дата написания: 1920-1925

Возрастное ограничение: 16+

Текст обновлен: 25.05.2023

 

Аннотация

 

Ключевая фигура русского модернизма Аким Львович Волынский оставил ярчайший след в русской литературе и искусстве Серебряного века. Опередив своё время на 100 лет, предвосхитил современную индоевропеистику, основы которой сформулировал в выдающемся труде «Гиперборейский Гимн», впервые опубликованном в этой книге. Проследив корни происхождения современной человеческой цивилизации, А. Л. Волынский примирил Ближний Восток с его аврамическим монотеизмом и индоевропейскую Гиперборею, которую считал родиной монотеизма, а не язычества.

Выдающийся литературный критик‑искусствовед и издатель журнала «Северный вестник» в своих статьях резко выступал против модного на стыке веков позитивизма. В искусстве и в системе художественной мысли шел против течений, искал непостижимый гиперборейский идеал.

Книга предназначена широкому кругу читателей, в особенности тем, кто увлекается шедеврами российской философии, литературы и искусства эпохи Серебряного века.

В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

 

Аким Волынский

Гиперборейский Гимн

 

© Книжный мир, 2022

© ИП Лобанова О. В., 2022

 

* * *

 

Олег Матвейчев

Аким Волынский, еврейский Аполлон, опередивший время

 

Летом 1919 года Аким Волынский дал интервью работнику журнала «Вестник литературы», в котором поделился творческими планами на ближайшее будущее. По словам знаменитого критика, он в течение пятнадцати последних лет усиленно трудился над проблемами семитизма и христианства, и для завершения долгой работы ему осталось лишь совершить путешествие по Востоку – в Месопотамию, Малую Азию, Египет, Синайский полуостров: «Там я надеюсь получить те впечатления, которые помогут мне возможно глубже и тоньше оценить перспективы чрезвычайно интересующего меня вопроса, постичь аромат античной культуры, самую психологию иудаизма и христианства, которая так ярко сказывается в памятниках седой древности, ещё не тронутых духом всё разрушающего времени»[1].

В интервью безымянному репортеру впервые очертились контуры грандиозного труда, посвященного поиску общих корней древних культур и религий евразийского континента. Некоторые его мысли будут высказаны Волынским в книге «Четыре Евангелия» (1922 г.) и в статье «Разрыв с христианством» (1923 г.), написанной по материалам исторической дискуссии с Александром Блоком относительно иудаизма Гейне, которая состоялась 25 марта 1919 года на заседании редколлегии издательства «Всемирная литература». Книга была закончена к сентябрю 1923 года; Волынский не стал искать для неё издателя: «оберегая святость внутреннего настроения», он решил не осквернять её путь к читателю денежным вопросом. Рукопись была подарена ивритскому театру «Габима», с которым с недавних пор Волынского связывали дружеские отношения. Это «в абсолютнейшем смысле слова идейное соединение людей», по мнению критика, воплощало живую связь с доарийской, «гиперборейской» древностью. И дело, по его словам, было даже не в том, что «Габима» преследует задачи национального возрождения, но в том, что «еврейский народ сам по себе, … очищаясь и преображаясь, является хранителем того проарийского интеллектуального монизма, к которому я иду, при свете которого я и потушил горевшие в моих руках, ныне уже бесполезные, свечи»[2].

Книга «Гиперборейский Гимн» стала заключительным аккордом творческой жизни Волынского. «Она содержит в себе не только весь разрыв мой с прошлым, но и все приобретения моего духа за всю мою жизнь, – писал автор. – Я иду, а гиперборейский свет меня ведет»[3].

Судьба итогового труда Волынского оказалась незавидной. Рукопись, подаренную театру, конфисковали при обыске у его руководителя Наума Цемаха накануне первых зарубежных гастролей. Второй экземпляр, сохранившийся в архиве писателя в РГАЛИ, был фактически неизвестен до 1990‑х годов. Даже после его открытия «Гиперборейский Гимн» воспринимался большинством исследователей чем‑то вроде эксцентричной выходки стареющего философа. Содержащиеся в нём мысли выглядели слишком экстравагантными даже на фоне пестрого разноцветья теорий и доктрин, которыми было так богато начало XX века.

Главная мысль Волынского перекликалась с модной «нордической гипотезой», согласно которой прародина человечества находилась на существовавшем в древности северном палеоконтиненте. Автором этой гипотезы был французский астроном Жан Сильвен Байи, отстаивавший в своей переписке с Вольтером идею о Гиперборее как северной колыбели цивилизации, затонувшей ещё в незапамятные времена[4]. Ту же идею развивали американский религиовед Уильям Ф. Уоррен («Найденный рай на Северном полюсе», 1885 г.)[5] и индийский санскритолог Бал Гангадхар Тилак («Арктическая родина в Ведах», 1903 г.)[6], опиравшиеся в своих исследованиях на современные им данные палеогеографии, палеобиологии, этнографии и сравнительного языкознания. Придерживаясь концепции о нахождении в Арктике прародины индоевропейцев, покинутой ими в VIII–VI тыс. до н. э. под влиянием наступающих холодов, Тилак нашел множество аргументов в её пользу в древних ведических и других сакральных текстах, описывающих, по его мнению, реалии приполярных регионов.


[1] Чем заняты наши писатели. А. Л. Волынский // Вестник литературы. – 1919. – № 8. – С. 4.

 

[2] Волынский, А. Л. Никодимова беседа // Жизнь искусства. – 1923. – № 35. – С. 15.

 

[3] Там же.

 

[4] Байи, Ж. С. Письма об Атлантиде Платона и о древней истории Азии // Атлантида и Гиперборея: Мифы и факты. – М.: ФАИР‑ПРЕСС, 2003. – С. 21–265.

 

[5] См.: Уоррен, У. Ф. Найденный рай на Северном полюсе. – М.: ФАИР‑ПРЕСС, 2003. – 480 с.

 

[6] См.: Тилак, Б. Г. Арктическая родина в Ведах. – М.: ФАИР‑ПРЕСС, 2001. – 528 с.

 

TOC