LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Главный. Том I. Модель базовой мотивации

Возможно, мне повезло. Возможно, я прочитал правильные книги. Возможно, рядом со мной оказались нужные люди. Может быть, я погрузился в нужные конфликты. В какой‑то момент я понял, что разыскиваемые мной ответы находятся в совершенно другом горизонте, далёком от горизонта моих вопросов. Как говорил дедушка Альберт: «Проблема не может быть решена в том же горизонте, в котором она была создана».

Когда человек идёт по лабиринту Минотавра – это двумерное пространство принятия решений, внутри которого можно двигаться вперёд‑назад, вправо‑влево и наугад практически невозможно найти выход. Это классический путь проб и ошибок, где найденный выход – это случайность. Не ясно, где выход, не ясно, есть ли он, не ясно куда нужно идти и каких принципов придерживаться. Однако, посмотрев на лабиринт сверху, т.е. добавив ещё одно измерение, ответ становится очевидным. Сам человек не меняется. Его опыт и знания не меняются. Третье измерение само по себе даёт новую позицию наблюдателя. Возможность смотреть на лабиринт сверху, увидеть его целиком, от начала до конца, даёт гарантию выхода из любого лабиринта, если этот выход существует. Казалось бы, никак не связанные между собой размерность пространства и способность находить выход, внезапно обретают красивую, понятную любому логическую связность, а главное, гарантированную возможность решить задачу. Я думаю, вы со мной согласитесь, что в такой постановке вопроса системно побеждает тот, кто знает, как посмотреть сверху на каждый свой лабиринт. Перенести свою позицию наблюдателя за пределы задачи. Увидеть задачу целиком.

Следуя этому принципу, я постепенно обнаружил совершенно неожиданные для себя вещи. Общие принципы между гравитацией и иерархией социального общества, временем решения задачи и правилом рычага, энергией в самом широком её смысле и способностью видеть свой лабиринт с высоты. Кроме самой связности, мне стало очевидно, что такое знание доступно почти любому человеку.

 

Однако, умение смотреть на лабиринт в одной ситуации, совсем не означает, что в другой ситуации это умение сохранится. В одной ситуации я чётко видел всё целиком, а в другой – я уже не отдавал себе отчёт в том, что вообще что‑то знаю про лабиринты. Оказалось, это у всех людей так. Т.е. любое знание применяется только в знакомом контексте. В незнакомом контексте знание становится бесполезным. На пятом этаже человек не задумываясь складывает пять плюс пять, а на незнакомом этаже, тот же самый человек уже не знает, что числа можно складывать. Конечно, я утрирую, но, например, в одной ситуации человек перед принятием решения делает расчётливую паузу и старается учесть все аргументы «за» и «против». А в другой ситуации, мысль о том, чтобы остановится и подумать, даже не приходит в голову.

Стало очевидно, что необходимы такие знания, которые работают в любом контексте. Какая‑то фундаментальная платформа, способная поднять над любым лабиринтом. Ведь у нас не так много времени, чтобы заниматься каждым лабиринтом отдельно.

 

Много лет назад, в поисках знания по управлению проектами и людьми, я погрузился в западные школы бизнеса. Я прочитал все доступные мне популярные книги по управлению коллективами и лучшими практиками организации процессов. Даже попытался закончить самую модную международную школу бизнеса. Мне было немногим больше тридцати и сравнивать эффективность полученных знаний было особо не с чем. Только после нескольких лет участия в больших проектах я понял, что эти книги и модная школа просто перечисляют какие‑то, порой несвязные, факты чьих‑то успехов или то, как делать не нужно. А как делать то, что гарантированно приведёт к результату, никто не писал. Фундаментальной системы в них не было. Возможно, это был мой непреодолённый перфекционизм. Возможно, нереализованный потенциал физика‑теоретика, которым я очень хотел стать, но не стал. Может быть, все это вместе. Но совершенно точно, я стал одержим поиском фундаментальной системы, а не лоскутных примеров.

Со временем, отсеяв добрый десяток школ и подходов, я нашёл для себя практические знания. Русскую школу управления, адаптированную под современный мир, я встретил у Владимира Тарасова, за что ему спасибо. Основа его школы в переложении древнекитайских философских трактатов на понятный рядовому человеку современный язык с конкретными примерами из современной бизнес‑практики и его личного опыта. Эти техники заметно помогли мне шагнуть в карьере, однако принципиально ничего не меняли. Да, в какой‑то момент я перестал думать о ценах в магазине. Да, горох в моей кастрюле значительно перемешался, но как выйти за её пределы, я так и не узнал. Я также продолжал обменивать свою жизнь на деньги, не отдавая себя отчёта в том, что кручусь в бесконечном колесе выживания.

Зато я открыл для себя дивный мир очень практичной восточной философии, которую начал читать взахлёб. Первый раз прочитав притчи в книге «Дао. Гармония мира», просто получил эстетическое удовольствие от краткости и глубины изложения мысли. Это сборник сочинений, которые были написаны разными людьми и в разное время. Некоторые главы казались мне откровенной ересью, некоторые просто не сообщали ничего полезного и больше походили на белый шум. Примерно треть книги состояла из притч, и именно они завладели моим вниманием. После первого прочтения, я решил, что понял всё, что в них описано. Ради удовольствия, через какое‑то время, прочитал притчи ещё раз и осознал, что не понял и половины. Когда я прочитал их в десятый раз, стало ясно, что я не понял и десятой части. Чем больше я читал, тем глубже становилась для меня эта книга.

Меня захватывали точные наблюдения за миром, изложенные на простом языке. Языке примеров из повседневной жизни. Возможно, не всем из вас эта книга будет интересна, но я рекомендую прочитать её как минимум один раз. Я её прочитал восемьдесят семь раз и стараюсь перечитывать каждые пять лет.

Принципы из этой книги не имели никакой доказательной базы и предсказательной силы. Например, можно было сколь угодно читать притчу об олене, к которому надо приблизиться, но не научится упрощать и разбивать на части сложную и большую задачу на столько, чтобы каждая её маленькая часть гарантированно могла быть решена. Умение применять эту притчу на практике – вообще другая категория знания, которая сводится к умению увидеть задачу целиком. И вот эти детали не описывались ни в умной восточной книге, ни у Владимира Тарасова.

 

Поняв практическую пользу философии, я погрузился в изучение западных авторов. Иногда появлялось ощущение полезных знаний, но на практике, ожидаемая возможность видеть картину целиком, так и не появлялась. В какой‑то момент я понял, что вечный поиск, а не создание смысла – тупиковое направление. Оно всегда ограниченно информационным контекстом, а значит не фундаментально. Я решил, что искать смысл – это больше позиция ребёнка. Дети получают из мира всё в чем нуждаются и, если человек не взрослеет, ожидание того, что мир ему что‑то должен живёт до смерти. В этом смысле большинство людей до самой смерти остаются с детским умом и восприятием реальности.

Напротив, восточная философия давала мне прикладной базис, который хорошо экстраполировался на повседневную жизнь и бизнес, но её применение больше походило на особую магию. Множество точных примеров не открывали картину целиком. Без возможности увидеть весь лабиринт, разглядывания небольших частей с высоты практического смысла имеют не очень много. Появлялось понимание как сложить пять плюс пять на одном этаже, но по‑прежнему часто случалось так, что на другом этаже я даже не знал, что числа существуют. В какой‑то момент я даже решил, что суть этих книг может увидеть только тот, кто уже её знает.

 

TOC