LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Главный. Том I. Модель базовой мотивации

Книга: Главный. Том I. Модель базовой мотивации. Автор: Александр Сергеевич Родин

Главный. Том I. Модель базовой мотивации

 

Автор: Александр Сергеевич Родин

Дата написания: 2023

Возрастное ограничение: 16+

Текст обновлен: 08.04.2024

 

Аннотация

 

Книги серии «Главный» описывают альтернативную модель управления проектами. Ключевое отличие серии от другой подобной литературы в том, что здесь задача рассматривается с выделением глубокой причинно‑следственной связи.Первый том предлагает основательный фундамент для понимания собственной и коллективной мотивации. Предложенная модель опирается не на локальный опыт, а на фундаментальные законы физики и известные принципы психологии.

 

Александр Родин

Главный. Том I. Модель базовой мотивации

 

Благодарности

 

Моей семье и особенно супруге Ольге, за огромную поддержку.

 

Роберту Сапольски, за его курс лекций по нейрофизиологии и биологии поведения человека.

 

Константину Анохину, за его титанический вклад в науку о сознании человека.

 

Всем проектам, в которых я принимал участие. Всем людям, частью которых были эти проекты.

 

Сильным и дерзким, которые создают «единую теорию всего».

 

Предисловие

 

Есть ли какая‑то связь между фундаментальными законами природы и поведением человека? Как всё начинается? Почему что‑то происходит и что‑то не происходит? Я задавал эти вопросы столько, сколько себя помню.

Долгое время мне казалось, что я человек с очень организованным умом. Достаточно организованным, чтобы видеть паттерны. В событиях, системах и людях. Я воспринимал своё внимание как нечто абсолютно объективное и то, что не фиксирует внимание – того не существует. Как и большинство людей, я совершил много ошибок и был увлечён иллюзией своей интеллектуальной красоты больше, чем практическим решением задач.

Очень часто я не видел свои ошибки, потому что всегда был внутри них. Внутри условной кастрюли с горохом, где горох – это внешняя среда, которая всегда будет динамично меняющимся миром. А кастрюля – это контекст жизни, знакомая территория, за пределами которой ничего не существует.

 

У меня было достаточно проектов. Достаточно для того, чтобы, по крайней мере, объёмно видеть один и тот же процесс с разных сторон. Проекты были разные и по назначению, и по размеру, и по принципу управления, и по моей роли в них. Некоторые были совсем маленькие, другие были с бюджетами в десять цифр. В некоторых я был рядовым исполнителем, в некоторых первым руководителем, в других – собственником.

Со временем я начал видеть, как некоторые непохожие ситуации в разных проектах и у разных людей сводились к полностью одинаковым процессам и результатам. Больше всего меня интересовали гарантированные паттерны успешного проекта и провального. Мои проекты чаще были успешные. Но заниматься ошибками, со временем, стало не менее интересно, чем заниматься самим проектом. Имеющимися на тот момент знаниями, я старался выделить и формализовать причины этих ошибок, и на это уходило неприемлемо много времени. В какой‑то момент я понял, что можно бесконечно искать ответы путём проб и ошибок, перемешивая условный горох в моей кастрюли жизни. Но, по сути, вообще ничего не менять.

Постепенно я смог ускорить этот процесс. Когда я видел какую‑то проблему, но не понимал, как именно она возникла или решилась, я намеренно старался повторить её ещё раз, чтобы уточнять, глубже исследовать причину и её жизненный путь. Намерено радикально менял свою специализацию и свои роли в проектах, стремился максимально детально рассмотреть интересный мне процесс. Часто повторял конфликты, чтобы лучше понять их природу. Часто делал что‑то избыточно хорошо или неприемлемо плохо чтобы лучше изучить себя и людей. Иногда, такие исследования были болезненными для людей, с которыми я работал. Наверное, мне стоит попросить прощение за это.

Проходили годы, менялись проекты и люди. Одни знания приходили, другие забывались. В каждый момент времени горох перемешивался, создавая иллюзию динамики и прогресса. Несмотря на все мои поиски и усилия, на самом деле уже много лет ничего не происходило.

Одним из лучших решений того времени, было начать подробно описывать события, просто чтобы самому было удобно искать причинно‑следственные связи, значительно размазанные во времени. И такой подход сработал. Чем детальнее я описывал процессы, тем проще их было анализировать, тем шире открывалось моё окно восприятия и тем очевиднее становился паттерн.

 

Мои записки однозначно показывали мне, что в одной и той же ситуации в разное время я принимал разные решения. Я был тот же. Ситуации были те же. Но решения иногда отличались диаметрально. По какой‑то причине, в разное время я видел одну и ту же ситуацию по‑разному и мне стало очевидно, что сначала нужно разобраться с восприятием.

Исследуя процесс восприятия человека, я относительно долго открывал для себя феномен когнитивных искажений, известный в психиатрии и психологии добрую сотню лет. Оказалось, искажения начинаются в самом раннем детстве, и, если не тренировать своё внимание, эволюционируют и накапливаются всю сознательную жизнь. Именно они делали так, что в одной ситуации я понимал, что нужно приблизиться к своему оленю так, чтобы поразить его наверняка, а в другой ситуации этот олень в моем сознании даже не существовал.

 

У каждого ребёнка есть свои важные приметы, которые предсказывают будущее. Если утром по радио играла такая‑то музыка или встал утром с постели с левой ноги – получу двойку в школе. Во сне выпадет зуб, кто‑то умрёт. Это пример искажений детского восприятия реальности, который может вспомнить каждый человек.

Иногда искажения перерастают в патологию. При таких патологиях человек вводит в свою жизнь сложные ритуалы и всё это для того, чтобы быть уместным в своей неверной картине мира. Специалист, не думая скажет, что это классический пример ОКР[1], но я, для простоты, приведу это как очень яркий пример искажения восприятия реальности.


[1] Обсессивно‑компульсивное расстройство

 

TOC