LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Паранаука и научное знание. Критические очерки

1. Наука, ее критерии и методы научного познания

 

Наука это важнейший элемент духовной культуры человечества, это система развивающихся знаний, вскрывающих закономерности в развитии природы и общества. Наука – это и социальный институт, система упреждений и организующих, обслуживающих производство знаний. Само слово «наука» в переводе с латинского означает «знание», но не всякое знание является научным. Знания приобретаются в обыденной жизни, в политике, экономике, искусстве. Обыденные знания, например, формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения. Наука в отличие от обыденного знания ориентируется на поиск сущности, истины, т.е. того, что не лежит на поверхности явлений и процессов, не дано непосредственно чувствам, более того, скрыто от них.

Основными критериями научного познания являются:

1 Углубление в сущность изучаемых явлений, обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания. Это основной признак науки, главная её особенность.

2. Непосредственной целью и важнейшим критерием научного познания является объективная истина. Объективность – это установка и постижение объектов самих по себе в их собственных свойствах, т.е. установка не исключение всего личностного, субъективного. Вместе с тем надо иметь ввиду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания.

3. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификацией, а процесс установления их ложности – фальсификацией. Утверждения и концепции, которые в принципе не могут быть подвергнуты этим процедурам не считаются научными.

4. Существенным признаком научного познания является системность знания. Система в отличие от простой суммы частей характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия из неё каких‑либо элементов. В системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия и знания, выводимые из этих принципов и понятий. Но одного критерия системности мало, чтобы назвать знание научным. Религия тоже представляет собой определенную систему знаний, но наукой не является. Другими словами, системность является необходимым, но недостаточным критерием истинности.

5. Отличительной чертой научного знания является его рациональный характер. Рациональность – это установка на законосообразность мира и возможность его познания и понимания. Критерий рациональности тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат различными исследователями.

6. Конечная цель науки – создание теории. При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемыми к научной теории, являются: непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать известные явления и предсказывать новые.

 

Процесс познания представляет собой решение различного рода задач, которое достигается путем использования особых приемов, позволяющих перейти от того, что уже известно к новому знанию. Такая система приемов называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности на всеобщие, общенаучные и частнонаучные.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. При метафизическом методе объекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимной связи и как бы в застывшем, неизменном состоянии. Диалектический метод, наоборот, предполагает изучение объектов, явлений со всем богатством их взаимосвязи, с учетом реальных процессов их изменения и развития.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые широко применяются в самых различных областях науки. Это такие, например, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, описание и т. д. В отличие от всеобщих общенаучные методы используются не на всех этапах познавательного процесса, а только на определенных. Если взять, например, анализ, то он применяется преимущественно на начальных стадиях познания, а синтез – завершает определенный этап познавательного процесса.

Частнонаучные методы применяются только в рамках отдельных наук. Поскольку каждая наука имеет свой особый предмет, она неизбежно создает свой метод исследования, в требованиях которого отражается специфика ее предмета, а значит и свою методологию. Специальные методы органически входят в содержание этой науки и разрабатываются представителями данной области знания. К частнонаучным методам относятся, например, методы качественного анализа в химии, метод определения жаростойких сплавов в металлургии, метод радиоактивного распада в космологии,

В науке различают два уровня познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых явлениях и объектах и производится первичная систематизация полученных результатов. Теоретический уровень осуществляется на рациональной ступени познания. Здесь происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей и закономерностей, присущих изучаемым явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы и теории.

Важнейшими методами эмпирического познания являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это целенаправленный процесс чувственного восприятия предметов действительности. Наблюдение применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучать именно естественное функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии). Одно из главных требований к наблюдению – не вносить самим процессом наблюдения какихлибо изменений в наблюдаемую реальность.

Эксперимент, напротив, предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. В рамках эксперимента изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия с целью выявить существенные характеристики. Например, физический объект исследуется в экстремальных условиях – при сверхнизких или сверхвысоких температурах, при огромных давлениях или напряжениях электрических, или магнитных полей. В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные, порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже познать их сущность. Эксперимент можно проверить в любой точке планеты, в любой лаборатории, и при этом результаты эксперимента не должны зависеть ни от личных качеств ученого, ни от его настроения, ни от языка, на котором он говорит.

Для создания новой научной теории, как правило, необходим новый фактический материал, но теория не появляется как прямое обобщение эмпирических фактов. А. Эйнштейн писал, что «никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории». Теории возникают в сложном взаимодействии эмпирического познания реальности и теоретического мышления, в результате разрешения внутренних, чисто теоретических проблем.

TOC