LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Управленческий цикл. Эффективный менеджмент

МЕРА

философская категория, выражающая диалектическое единство качеств, и количества характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с определённым количеством. В рамках данной меры количественные характеристики могут меняться за счёт изменения числа, размеров, порядка связи элементов, скорости движения, степени развития и т. п. Мера указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот. Мера – это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существенные характеристики.

[Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.]

Чем и как измерить то, что отдаёт писатель, создавая роман? Насколько это больше, чем то, что он отдал бы, если бы писал рассказ?

Если мы определимся в количестве, у нас появится мера? Почему говорят «проделал большую работу», но «создал великий труд», в чём разница?

ТРУД

целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде Труд есть, как писал К. Маркс, «… вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам» [Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 195]

Результат процесса труда возникает тогда, когда в этом процессе наблюдаются Простые Моменты Труда.

Простые моменты процесса труда следующие: целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда.

ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

это деятельность, регулируемая разумом и волей человека. "Разумная воля" (Гегель) – это инстанция, стоящая над осознанными потребностями. Воля принимает решение, какие из осознанных потребностей удовлетворить, и от каких воздержаться. [Паата Леиашвили. Экономическая деятельность: телеологический анализ. 2010]

ПРЕДМЕТ ТРУДА

– вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда. Предмет труда, уже претерпевший воздействие человека, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырым материалом, или сырьём. Не каждый предмет труда представляет собой сырьё, хотя каждый сырой материал – предмет труда (например, угольный пласт в шахте – предмет труда, но не сырьё, поскольку он не подвергался воздействию человека).

Изготовляемой продукцией могут являться иные предметы труда, которые впоследствии будут тоже подвергнуты обработке. И так будет происходить до завершения производственного цикла, пока не будет получен конечный произведенный продукт (благо). [Политическая экономия. Учебник (т.1) Политиздат]

ОРУДИЯ ТРУДА

– главная часть средств производства. Включают машины, приборы, двигатели и т.п., с помощью которых в процессе производства обрабатываются предметы труда, изготовляется продукция. Орудия труда – важнейшая составная часть производительных сил.

Если результат труда есть нечто, и это нечто может быть даже материальным, то можно говорить об эффективности труда:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА

важнейший экономический показатель, характеризующий результативность трудовой деятельности людей; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах труда. [Большой экономический словарь. – М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.]

Повышать эффективность Труда можно начинать сразу же, как только у процесса будут определены все его простые моменты. И если с орудиями труда и предметом труда всё, в целом, понятно, то с Целесообразностью возникает некоторая неоднозначность. Что считать целесообразностью и для кого?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА

важнейший экономический показатель, характеризующий результативность трудовой деятельности людей; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах труда.

ЦЕЛЬ

один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Целью. Осуществление Цели является процессом преодоления этого несоответствия. [Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.]

ЦЕЛЬ

представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия (В. Вундт). С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Возможность достижения некоторой цели может предполагаться только постольку, поскольку имеется возможность целеполагающего вмешательства человека в причиннообусловленные явления природы, что считается невозможным, например, в детерминизме и материализме. Вопрос о том, имеется ли в области биологического субстанция, полагающая цель, является спорным. Кант в своей «Критике способности суждения» называл понятие цели «чужаком в естествознании». Объяснение явлений природы при помощи целей называется телеологией. [Философский энциклопедический словарь. 2010.]

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

(лат. finalis направленный к определенной цели) целевая определенность (в противоположность каузальности – причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. Конечная цель). Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным). [Философский энциклопедический словарь. 2010.]

Если писателю вместо листа бумаги и ручки дать пишущую машинку? А если вместо пишущей машинки выдать персональный компьютер? Повысится ли эффективность его Труда? Ведь компьютер работает намного быстрее пишущей машинки. А если вместо печатающего устройства писателю дать диктофон, ведь говорить можно намного быстрее, чем писать или печатать? Как тгда будет обстоять дело с эффективность? Целесообразно ли так поступить? Целесообразно ли сократить время обеденного перерыва работнику, чтобы он за то время, что было отведено на приём пищи, потрудился и создал бы ещё два результата Труда?

TOC