LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Тайны садового сезона

Катерина и Сабира как раз в это время взбирались на Бессонову гору в Сысерти. Майя Нургалиевна с мужем решили остаться у плотины на берегу речки, подъем в гору их не очень привлекал. А вот подруги не смогли отказать себе в удовольствии взобраться на самую вершину горы. Туда вела хорошо утоптанная дорога, правда, она сильно петляла по склону, и подъем оказался очень крутым. Поднимались девушки с трудом, но им повезло – внизу, у подножья горы они незаметно присоединились к экскурсии, которых в Сысерти всегда очень много в любое время года.

Подруги тихонько плелись в хвосте группы и внимательно слушали пояснения экскурсовода. Они прошли мимо фигуры бабки Синюшки. Местная молва с легкой руки какого‑то шутника прозвала ее «бабушка со скандинавскими палками». Эти впечатления казались совсем не случайными. Фигура изображала бабушку в платке с вытянутыми руками, которые тянулись к камышам в рост со старухой. Издалека складывалось полное впечатление, что это лыжные палки, за которые она держится. К тому же бабка Синюшка обращала на себя внимание зверским выражением лица, которое, по наблюдениям Катерины, отличает почти всех занимающихся этим видом спорта. Но в отличие от них, «палки‑камыши» ей, похоже, не мешали.

Они прошли мимо более классических фигур Серебряного копытца и барельефа П. П. Бажова и медленно поползли в гору. Экскурсовод, молодой парень, очень увлеченно рассказывал интересные вещи. Особенно подругам запомнились две истории: про шлак и легенда о золотых самородках и Великом Полозе.

– Обратите внимание на то, что лежит у вас под ногами, – громко вещал в мегафон экскурсовод. – Вам должны попадаться маленькие острые камешки. Они бывают разных цветов: темно‑зеленые, не путайте их с малахитом, коричневые с маленькими искорками и просто черные. С одной стороны эти камешки гладкие, как будто отполированные. Это все старый заводской шлак.

Вся толпа экскурсантов сразу стала внимательно вглядываться себе под ноги и искать разноцветные камешки, упомянутые гидом. Многим повезло. Кате и Сабире тоже досталось по коричневому и зеленому камешку, они сразу спрятали их себе в карман.

– Самый редко встречающийся шлак – это коричневый, а больше всего здесь черного. Лет десять назад вся дорога на гору и весь берег реки были просто усыпаны шлаком. Но с тех пор его значительно поубавилось. Видимо, гиды и местные жители распустили слух, что эти разноцветные камни приносят удачу. И туристы за несколько лет растаскали весь шлак на сувениры.

– А правда, что он удачу приносит? – громко задал вопрос кто‑то из туристов.

– Не знаю, насчет удачи, но у меня дома тоже лежат три камешка – зеленый, черный и коричневый, – улыбнулся гид.

Экскурсия продолжалась, и все увлеченно ползли в гору, не взирая на возраст. Правда, через несколько минут ряды экскурсантов несколько поредели, кое‑кто остался в небольшой белой беседке, которая стояла чуть в стороне от дороги, ведущей на вершину.

– Река Сысерть – золотоносная, – продолжал рассказ молодой гид, – в ней всегда старатели намывали золотишко. Причем, золото здесь водилось не просто в виде крупинок, а попадались и настоящие золотые самородки. Про Великого Полоза, наверно, все слышали?

– Конечно, слышали. Только сказки это все, – раздались голоса.

– Не сказки, а сказы. Я вам сейчас расскажу сказ, который вы точно нигде не слышали. Это сказ о Золотой долине – царстве Великого Полоза, рассказывают его на Южном Урале. Есть там озеро Тургояк, обрамленное горами. И на одной из них очень давно стоял Полозов дворец. Дворец этот построили, конечно, из золота, и охраняли его десять гадюк. Сам Полоз в длину достигал тридцати аршин и в ширину три аршина. Это примерно двадцать метров в длину. Вокруг дворца шумели непролазные леса, бегали звери, летали птицы, а еще вокруг стояло очень‑очень много муравейников. Муравейники выглядели совсем не так, как сейчас, они казались просто огромными, величиной с избу и стояли почти под каждой сосной. И сами муравьи в них жили тоже большие, под стать своим домам. Но вот однажды случилась беда. Полоз всегда жил в своем дворце и никуда оттуда не выползал. Но однажды, то ли старым он стал, то ли что‑то еще произошло, но выполз он наружу и ринулся напролом через лесную чащу, и при этом начал давить муравейники направо и налево. Потом Полоз нагулялся и вернулся обратно в свой дворец. Но передавил он множество муравьев, и многие их жилища с землей сравнял.

А жил в одном из муравейников муравьишка, смелый и проворный, который успел спрятаться под корнями огромной сосны и так спасся от безумного Полоза, но остался он после бедствия один‑одинешенек. Вылез муравей, поглядел кругом, поплакал, а когда взошло солнышко, пополз искать оставшихся в живых и поднимать их на войну против Полоза. Собрал он за пять дней огромную рать, и они черной рекой потекли к дворцу. Полоз в то время спал, а гадюки его охраняли. Увидели они муравьиную несметную рать, зашипели, разбудили остальных змей. Но муравьи накинулись на них и облепили их со всех сторон. Ведь недаром говорят в народе: «Бывает, что муравей и льва может одолеть!». Победили муравьи войско Полоза, и его самого из дворца выгнали. А дворец золотой Полоза они по крупинке разобрали и по всей земле растащили, да зарыли в землю поглубже. Вот откуда у нас в земли теперь золотые самородки встречаются.

– Необычная история, – проговорила женщина, стоящая рядом с Катей. – Я такой никогда не слышала.

– Кстати, Бажов тоже ничего не придумывал, – продолжал увлеченно рассказывать молодой гид. – Он собирал истории и рассказы старых заводчан и старателей. Конечно, они иногда присочиняли что‑то, но в основе своей – это правдивые истории. И бабка Синюшка, и Серебряное копытце, и Полоз, скорее всего, имели какие‑то реальные прототипы. Причем существа эти – исключительно жители Уральских гор, ведь ни в одном фольклоре мира нет таких персонажей, чтобы он копытцем выбивал из земли самоцветные камешки. А есть еще сказ о девке‑Азовке. Слышали?

– Нет, расскажите.

– Азовка стережет клады Азов‑горы также, как и хозяйка Медной горы оберегает сокровища Уральских гор. Девка‑Азовка то ли жена атамана разбойников по фамилии Азов, то ли татарская царевна. Иногда она показывается людям, особенно приглянувшемуся ей доброму молодцу. Об этом рассказывали заплутавшие на покосах мужики. Она особенно оберегает Азов‑гору, под ней, поговаривают, есть ключ‑родник. А в этом ключе не вода течет, а слезы Азовки, которые она льет от одиночества. Иногда она любит зажигать огонь на вершине горы, приманивая к себе путников. Еще говорят, что в этой Азов горе есть пещера с сокровищами несметными, среди них даже хранится Денежкина ступа, где есть все‑все минералы Урала, только попасть туда никто не может, чтобы войти в пещеру нужно иметь что‑то.

– Что иметь? И кто такой Денежкин?

– Денежкин – главный богатырь. А насчет того, что иметь, тут разное говорят. У этого мифа много версий.

– Про Великого Полоза еще расскажите, – попросил кто‑то из группы.

– Да, есть на Урале такой полоз. В архиве Свердловской области есть интересные документы, связанные с ним. В 70‑х годах XIX века горный инженер, проезжая на тройке мимо этих мест, увидел пересекающую дорогу огромную змею. Тройка остановилась и стала в испуге пятиться. Инженер вернулся в соседнюю вогульскую деревню и просил местных вогулов вместе с ним убить змею. Вогулы отказались – такая змея являлась для них священной. Тогда он сам стал преследовать ее и убил, выстрелив ей в голову. Так вот змея оказалась в длину около шестнадцати метров.

– Жаль, что проверить нельзя, – сказала женщина. – А что, змея эта золотая была?

TOC