LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Библейская философия

И человек видит, что, несмотря на его подобность остальному животному миру, он совершенно другое существо. Между ним и животным миром – пропасть. Он видит, что содержание его жизни совершенно отличается от содержания жизни животного. У животных нет истории, они не имеют религии, не украшают жилища, не мыслят, не разговаривают, не пишут стихов, не создают музыку, не молятся, не ходят в театры…. У них нет духовной жизни. Содержание их жизни – физиология. Сознавая своё отличие от всего живого, человек хочет знать правду о себе: почему он такой особенный и что такое мир, в котором он живёт. И, вообще, откуда всё появилось?

Дорогой читатель, родившись, человек приходит в этот мир на короткое время и через некоторое время уходит из него. Мир имеет свою историю, а человек приходит в середине этой истории. Он не знает ее начала и может уйти из мира, так и не узнав конца этой истории, не узнав, для чего, собственно, он пришёл в этот мир. Это напоминает приход зрителя в кинозал в середине сеанса и уход его из кинозала до окончания сеанса. Он смотрит фильм и не может разобраться в событиях фильма, ибо не знает начала фильма, его сюжета.

Так для человека и человеческая история. Как в ней разобраться? Как узнать сюжет жизни всего человечества и его назначение? Как понять свою роль в этой жизни и своё назначение? Человек хочет знать правду о себе и о мире, где он живёт. Человек хочет знать истину. И этот поиск истины присущ человеку с момента появления его в этой жизни.

 

Человек хочет знать истину. И этот поиск истины присущ человеку с момента появления его в этой жизни.

Едва научившись говорить, человек сразу задаёт вопросы. Он «почемучка». В детстве вопросы касаются ближайшего окружения: семьи, двора, садика. Став школьником, он получает более обширные знания обо всём, и теперь вопросы касаются его будущего: профессии, семьи, увлечений. Став взрослым и, окидывая взором ночное небо с мириадами звёзд, участвуя в проводах близких, уходящих из мира, слыша тревожные новости о войнах, о насилии, стихийных бедствиях, человек начинает затрагивать уже основополагающие, фундаментальные темы. Он философствует, задаёт себе вопросы: «Какой конечный смысл во всём этом?», «Откуда всё и куда?», «Какова моя история?», «В чём смысл моего существования?», «Есть ли что‑нибудь за порогом смерти?», и т. д. Судя по самым ранним письменным источникам, найденным археологами, эти вопросы волновали ум человека во все времена. Каждое поколение искало ответы, но не находило их. Получается, что эти вопросы «вечные». Почему? Почему они так притягательны, так манящи? В чём смысл этого неукротимого устремления получить ответ на вопросы происхождения бытия, жизни, человека?

Смысл этой жажды в том, что человек интуитивно, неосознанно понимает: получив ответы на вопросы происхождения бытия и себя в том числе, человеку откроется его истинная сущность, его назначение и его цель. Он получит правильное миропонимание, узнает смысл своего существования, увидит направление, в котором движется жизнь человечества и, соответственно, его жизнь, и сможет направить свою жизнь в правильном направлении. Действительно, только узнав своё прошлое, можно увидеть и понять своё будущее. Если нам удастся узнать истину о нашем прошлом, т. е. откуда мы, то мы узнаем, кто мы, получим ответ, куда мы идём, получим понимание направления нашей жизни, мы познаем истину о нашем будущем. И тогда, увидев своё истинное будущее, мы постараемся откорректировать своё настоящее, соотнести его с тем прекрасным будущим, которое нам откроется. Мы воскликнем: «Так вот для чего человеку дана жизнь? Так вот в чём предназначение человека!»

Вот почему человек ищет истину о происхождении бытия, жизни и человека. И как трагично для человека уйти из мира, так и не узнав прекрасную истину о себе, о своём назначении, не заглянув в своё будущее, уйти в легкомысленном неведении. Поэтому, дорогой друг, давай посмотрим, каким путём человечество ищет истину, каким образом возможно человеку узнать эту абсолютную истину

 

1.1. Два пути познания

 

У человечества есть только два пути познания абсолютной истины. Первый путь – это путь человеческого опыта, поиск истины самим человеком. Это путь познания истины посредством науки и философии. Второй путь – это принятие абсолютной истины, данной человеку через Откровение самой истины. Сначала давайте рассмотрим первый путь, путь человеческого опыта и начнём с познания абсолютной истины наукой.

 

А. Наука и абсолютная истина

 

Человек спрашивает Науку:

– Уважаемая, я ищу полное знание о бытии. Меня интересует абсолютная истина о происхождении природы, жизни, человека. Какова цель и назначение всего? В чём смысл существования всего? Или всё бесцельно и лишено всякого смысла? Я думаю, что если я узнаю это, то для меня станет ясным смысл моего существования, назначение и цель моей краткой жизни. Что вам известно об этом? Что вы мне ответите?

– О, мой дорогой современник, – отвечает Наука. – Да, Я занимаюсь поиском знаний о мире, в котором живёт человек. Моё название происходит от латинского слова «scientia» (от scio, – знать). Это означает, что всё, что Я утверждаю, основывается не на фантазиях, идеях, теориях какого‑то учёного, а на точных знаниях. Так вот, хочу тебя огорчить. Абсолютной истиной Я не владею и никогда владеть ею не буду. И вот почему.

Достичь её Мне не позволяет Мой научный метод. Поясняю. Мой метод, который позволяет находить знание, имеет два взаимосвязанных уровня – эмпирический и теоретический. К примеру, в какой‑то области познания Мне показывают проблему, связанную с каким‑то объектом и просят ее решить. Я вхожу в контакт с объектом и воздействую на него различными способами: температурой, давлением, растягиванием, сжатием, в общем, экспериментирую, ставлю опыты. И на основе этого составляю о нём какое‑то знание. Или если этот физический объект недоступен прямому воздействию, то Я, используя аппаратуру, наблюдаю его в течение длительного времени и получаю о нём, таким образом, какое‑то знание. Если же это повторяющееся явление, то Я его системно наблюдаю, записываю результаты наблюдений. Эти опыты или наблюдения повторяются Мной много раз, пока Я не достигну постоянного прогнозированного результата. Например, Мои астрономы, длительное время, наблюдая Солнце и планеты, уже заранее знают, когда будет солнечное затмение. Таким образом, Мои результаты становятся неопровержимым фактом для других ученых. Они, соблюдая условия опыта, получают тот же результат. Это Мой эмпирический уровень.

Далее, Я, анализируя полученные результаты, выдвигаю на основании имеющихся опытных данных различные гипотезы, делаю различные предположения, обобщения и вырабатываю новую определённую идею. Эту идею Я использую для дальнейшего исследования, наблюдения объекта или явления. Это Мой теоретический уровень.

TOC