LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Бизнес нефтепродуктов элементарно…

Примечание: при проведении бункеровок иностранных судов в российских портах пошлина не взимается и производится возврат НДС (от 3‑х до 6 месяцев, при проведении обычных экспортных операций возвращается НДС (до 6 месяцев)

Подвернулся банк или просто нашли партнера, не знающего куда девать денежные знаки? То есть, иначе говоря, вы искали и нашли финансовые ресурсы. Вперед – на организацию поставок нефтепродуктов в свой город, область, край, республику… Ваш Инвестор требует экономическое обоснование? Все верно. Кто нынче станет бросаться на амбразуру, тем более с большими деньгами? В этой главе я вам подробно изложу все аспекты становления вашего нефтебизнеса. Но если Инвестор, желает получить концепцию деятельности, то мы ее выше уже изложили – покажите ему.

Финансовые затраты для Инвестора надо просчитать сразу, как говорится, «не отходя от кассы». Для этого открываем сайт местного рынка нефтепродуктов и берем оттуда текущие оптовые цены, в которые уже включены заводские цены, доставка нефтепродуктов в регион железнодорожными цистернами, страховка, услуги нефтебазы: слив, налив, хранение, и наконец, сделана оптовая наценка поставщика. Сколько и чего везти? Ван момент, плиз! Вы же понимаете – вас тут никто не ждет, кроме непосредственных потребителей, для которых, чем вас больше, тем лучше «разводить» поставщиков по цене. Я и сам когда‑то этим занимался, работая в рыбопромысловой компании и закупая для нее флотские нефтепродукты.

Для начала определимся с ценовой политикой. Нефтепро‑дукты вы приобретете по заводским ценам, добавите процентов десять наценки на прибыль… Десять процентов маловато? Да, для прошлого века, действительно мало – тогда прибыль доходила до пятидесяти процентов. Но и цены были другими. К тому же, для вхождения в рынок, вам следует предложить цены чуть меньше, чем предложат конкуренты. Иначе, у вас никто ничего не купит. Хорошо, если вы впишитесь в эти десять процентов прибыли.

Нефтепродукты следует закупать в ассортименте, в относительно небольших объемах. Ведь вас еще не знают, и нет уверенности, что вы сходу все продадите. А вот прежних поставщиков, среди которых есть традиционные и надежные, знают хорошо. Если вы находитесь в портовом городе, я бы посоветовал приобрести следующие нефтепродукты (для примера взяты цены 2007 года):

– дизельное топливо: 500 000 литров х 14,5 руб/литр =

7 250 000 рублей – дизтопливо всегда пользуется спросом;

– судовое маловязкое топливо : 2000 тн х 16000 руб/тн =

32 000 000 рублей – для судов, это дефицит, а большого количества вам и не дадут;

– флотский мазут: 2000 тн х 11200 руб/тн = 22 400 000 рублей – большего количества не берите, попробуйте «растолкать» этот объем, ведь данный товар берут рыбаки и попросят отсрочку платежа на полтора месяца, либо покупателями будут муниципалы, переведшие свои котельные с дизтоплива на данный мазут – будьте осторожны, с вами рассчитаются, но когда?

– топочный мазут М‑100 : 1000 тн х 9000 руб/тн = 9 000 000 рублей – этот товар можно «впихнуть» муниципалам, но не так как было несколько лет назад, а только на основе конкурса, который еще надо выиграть; другой вариант – начать формировать экспортную партию, но надо закупить не менее 3000 тонн; третий вариант – начать «блендирование», а иначе говоря, смешение нефтепродуктов – об этом отдельный разговор в отдельной главе книги;

– бензины трех видов А‑76, АИ‑92 и 95 (АИ‑98 дорогой и мы пока его не берем): 500 000 литров х 19 руб/литр = 9 500 000 рублей – тут все понятно, эти бензины у вас купят.

Итого, вам надо на закупку нефтепродуктов 80 150 000 рублей. Добавьте к ним ежемесячные расходы на оплату офиса, наем бензовозов, танкеров – смело прибавьте сумму в 5 000 000 рублей. Есть такие деньги? Даже больше?! Тогда вперед – к победе капиталистического труда! Но все умножьте на три – издержки времени перемен.

Теперь, вам необходимо определиться – у кого покупать нефтепродукты? Надеюсь, мои рекомендации на этот счет вами усвоены. Мы все же обратимся к Интернету и выберем себе, помимо основного поставщика, еще и пару‑тройку других, не разрекламированных поставщиков, а еще лучше, лечь под… нефтяную компанию. Скажем, Славнефть. Щелкаем «мышкой» и читаем средний расклад добычи нефти в миллионах тонн: 2001 год – 15, 2002 год – ещё столько же, 2003 – 18, 2004 год – 22, 2005 год – 24, 2006 год – 23,3 миллиона тонн, 2016 год… Вау! Это, оказывается, уже не Славнефть, а Газпром Нефть… Тогда на биржу – ой, не люблю я это дело. Нефть в принципе есть в избытке, а дальше что? Не вижу фактуры. На сайте есть все, что угодно, поставщики и прочие. Нет ответа на вопрос: что и почем? Где итоги текущей нефтепереработки и условия тендера по закупкам готовых товаров? Да и привычный офис на Пятницкой уже не их. Там РуссНефть. Жаль, ранее в этом офисе я заключал договора и покупал у них дефицитный флотский мазут Ф‑5 и дизельное топливо без всяких тендеров. Опять осечка. Набрать Газпром‑нефть? Попробуем. Есть! Точно! Звоним по телефонам – не берут, но фамилии попадаются моих знакомых из Славнефти. Понял, Славнефть влилась кадрами в Газпром‑нефть…

Ладно, еще раз внимательно читаем… Опять Конкурсы и Тендеры! Что ж, по крайней мере, это тоже варианты, чем просто потерять деньги. Придется потолкаться локтями. Но вы уже не можете считать себя гарантированным региональным поставщиком нефтепродуктов. Кроме того, вам надо представить свое досье. И это, с их стороны, правильно. С кем попало, они связываться не будут. Итак, что мы имеем: ряд нефтяных компаний, которые продают свои продукты на основе тендеров. Вы можете участвовать во всех тендерах, и вам всегда что‑то перепадет. Есть и другие возможности. Например, обратиться к региональному представителю нефтяной компании. Но ему ведь, как и вам, надо кормиться и содержать свой офис и штат. Поэтому, в этом варианте, вы не получите максимальной прибыли. Кроме того, начнется конкуренция по продажам конечному потребителю и вас всегда опередит ваш же региональный поставщик, потому что сможет предложить более «сладкую» цену. Так я работал с белорусским «Мозырьским НПЗ» – там биржа, но нашел партнера с нефтью и мы забирали свою долю нефтепродуктами без конкурсов. Кстати, дизельное топливо весьма качественное.

Здесь, я могу привести интересные сравнения, потому что работал и в ЛУКОЙЛе, и с ЮКОСом. Одно время, как уже упомянул в преамбуле, на фасаде одного из московских зданий ЮКОСа красовалась надпись, приводившая в ярость «лукойловцев»: «ЮКОС – лидер отрасли!» «В чем дело?» – спросите вы, ведь ЛУКОЙЛ добывал нефти больше, чем ЮКОС, а прибыль почему‑то имел меньше. На мой взгляд, причина как раз и состояла в том, что ЮКОС не позволял торговать нефтепродуктами своим региональным представителям. Руководители этих местных структур стыковали покупателей с московским офисом, получая зарплату и скромные премиальные, чего не скажешь о регионалах из ЛУКОЙЛа. Поэтому то и Михаил Ходорковский был одно время самым богатым человеком России – все шло в его карман. Но это так, к слову. Да и ЮКОСА больше нет.

Допустим, вы выиграли тендер. Теперь вам надо быстренько подписать договор поставки. Он большой и дотошный, но вы все же внимательно его изучите, не упустив ни одной детали. Варианты таких договоров‑образцов можно найти у того же АО «Газпром Нефть».

TOC