LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Манипулятивные технологии в коммерческой рекламе

Книга: Манипулятивные технологии в коммерческой рекламе. Автор: Наталья Писаревская

Манипулятивные технологии в коммерческой рекламе

 

Автор: Наталья Писаревская

Дата написания: 2023

Возрастное ограничение: 16+

Текст обновлен: 16.05.2023

 

Аннотация

 

В пособии рассматриваются основные вопросы воздействия на потребителей посредством манипулятивных технологий, использующихся в современной коммерческой рекламе. В первую очередь учебное пособие рассчитано на студентов направления подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» и может использоваться в ходе преподавания таких дисциплин, как «Теория и практика рекламы», «Поведение потребителей», «Рекламно‑коммуникационный практикум». Рассмотрение вопросов, освещаемых в пособии актуально, как для тех, кто осваивает азы рекламной деятельности, так и для тех, кому просто интересны технологии, посредством которых потребителей склоняют к приобретению тех или иных товаров.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

 

Наталья Писаревская

Манипулятивные технологии в коммерческой рекламе

 

Рецензенты:

Климова И. И. – кандидат филологических наук, профессор, Почетный работник сферы образования РФ, руководитель Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»;

Тимохович А. Н. – кандидат психологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Государственного университета управления

 

© Писаревская Н. С., 2023

© Знание‑М, 2023

 

Введение

 

В современном обществе главенствующая роль отводится информации, способам ее распространения, а также различным коммуникативным практикам. Научно‑технический прогресс обусловил техническое развитие способов донесения и распространения информации, как следствие, и способов воздействия на аудиторию. Безусловно, это повлияло и на трансформацию манипулятивных технологий, включающих в себя обширный набор приемов и методов воздействия на человека, используемых в различных областях массовой коммуникации, среди которых реклама, PR, журналистика и т. д.

В «ситуации острой конкуренции, как в сфере информирования, так и в коммерческой сфере встает вопрос о способах активного привлечения внимания к брендам, идентифицирующим производителей, и их продуктам, формирующим имидж компании, обусловливающим получение прибыли и обеспечивающим защиту производителя. Все это определяет необходимость осуществления активной деятельности в контексте распространения информации, коммуникации с потребителем»[1] и воздействия на него. В свою очередь, реклама, реализуя свою основную функцию – продавать, манипулирует сознанием потребителей. Манипуляция в коммерческой рекламе – это техника маркетинга и продвижения, направленная на улучшение восприятия потребителем бренда и продукта. Она помогает привлекать и удерживать внимание аудитории, а также вызывает у потребителя позитивные эмоции в отношении конкретного продукта или компании. Поэтому основными целями манипуляций в рекламе являются воздействие на покупателя и привлечение большего количества потребителей к бренду, а инструментами манипуляций выступают психологическое воздействие, игра с эмоциями и т. д., одним словом, все, что помогает воздействовать на потребителей и побуждает их к осуществлению необходимых субъекту манипуляции действий.

Про манипуляцию и различные ее аспекты написано большое количество книг представителями различных областей научного знания (психология, философия, лингвистика, социология и т. д.). Мы же в нашем пособии сосредоточимся на тех технологиях, которые применяются в коммерческой рекламной деятельности.

 

Часть 1. Реклама и основы воздействия на потребителя

 

1.1. Теоретические аспекты рекламы

 

Прежде чем приступить к анализу манипулятивных технологий, используемых в рекламной деятельности, необходимо рассмотреть основные аспекты самого феномена рекламы. Реклама, как указано в Федеральном законе «О рекламе», – это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»[2]. Объектом рекламирования является «товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама»[3]. Мы привели актуальное определение рекламы, однако понимаем, что реклама появилась задолго до того, как ее стали рассматривать в качестве самостоятельной отрасли маркетинга.


[1] Писаревская Н. С. Манипулятивные технологии продвижения бренда. В сборнике: Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития. Материалы XIX Всероссийской научно‑практической конференции. СПб., 2022. С. 91.

 

[2] Федеральный закон от 13.03.2006 N 38‑ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О рекламе». Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_58968/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b67667 4c1416/ (дата обращения: 12.01.2023).

 

[3] Федеральный закон от 13.03.2006 N 38‑ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О рекламе». Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_58968/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b67667 4c1416/ (дата обращения: 12.01.2023).

 

TOC