LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

История философии. Учебное пособие, 2-е издание

История философии – это элитарная область знания внутри философии, если сравнивать ее с такими более злободневными разделами, как социальная философия с ее вопросами о социальном устройстве или глобальных проблемах, или этика с ее интересом к оптимальной организации повседневного человеческого бытия[1].

История философии – это предмет рассмотрения всегда из сегодняшнего дня. Так Г. Гегель смотрел на путь, пройденный философией из своего времени, из XIX века. А в какой точке истории сегодня находимся мы? В постмодерне, after‑постмодерне, или постмодерн, по словам Ю. Хабермаса, все еще «не завершенный проект»? Или наш взгляд на историю философии обусловлен метамодерном, археоавангардом, осуществляется через оптику критической традиции? Именно взгляд на философию из сегодняшнего дня делает историю философии всегда актуальной, современной: можно в XXI веке по‑новому прочитать Фому Аквинского, К. Маркса, любого из философов. Например, расцвет внеинституциональных форм гуманистики сегодня позволил автору этого пособия по‑новому взглянуть на философию софистов, поздней Античности, эпохи Просвещения. Институциональная история философии, направление, в котором идеи изучаются в контексте социальных организационных форм их возникновения, обращает наше внимание на то, под эгидой какой социальной сферы развивается интеллектуальная мысль: церкви, как в Средневековье, университета или ведомства в Новое время. Традиционно история философии рассматривается по ее вершинам, по ярким открытиям философов «первого ряда» (да простят меня философы «второго ряда»). Такой подход возможен, хоть он и критиковался как «история головастиков», история людей, которые на голову возвышаются над большинством. Рассмотрение философии в контексте институциональной истории философии подчеркивает общественные и организационные факторы, обусловившие складывание тех или иных школ, направлений, теорий.

Институциональное измерение важно сегодня в силу трансформаций, которые переживает институт науки и высшего образования, под эгидой которого гуманитарные науки и философия развивались в период с позднего Средневековья вплоть до наших дней, и в результате которых сегодня выстраивается новый договор гуманитарного знания с социумом.

История философии – это не застывший нарратив, это живой познавательный процесс, в котором сосредотачивается подлинный профессионализм философа. Взяться сегодня за изучение И. Канта так же ответственно в глазах сообщества философов, как и играть этюд Ф. Шопена ответственно перед сообществом пианистов: каждая нота известна, она, как говорят профессионалы, «на слуху», исполнять общеизвестное произведение – это вызов, важно и не испортить текст, и внести новое свое прочтение. Но именно на пути работы с текстом возможно открытие новых смыслов. История философии занимает важное место в структуре философского знания как область, отвечающая за профессионализм философа и тех, кто изучает философию, обеспечивая и необходимую философскую эрудицию, и прививку мировоззренческого плюрализма.

 

2.О различных трактовках происхождения и периодизации философии

 

2.1.Вопрос о происхождении философии

 

В соответствие с концепцией Г. Гегеля, философия как особый тип мировоззрения возникла в Древней Греции. По мысли Г. Гегеля, на Востоке существовало «пространство мудрости», а не философия, так как в восточных культурах люди не имели личной и политической свободы. Г. Гегель признаком философии видел теоретичность, научность, поскольку сам был сторонником такой философии. Теорию Г. Гегеля в XX веке подвергли критике за европоцентризм, то есть идеологическую установку считать лучшими ценности исключительно европейской культуры. В XX веке появилась концепция осевого времени К. Ясперса, согласно которой поворот к философскому мировоззрению произошел одновременно и на Западе, и на Востоке примерно в VII – VI веках до н. э. Действительно, этим временем датируются и первые школы греческой философии, и буддизм, джайнизм в Индии, и даосизм, конфуцианство в Китае.

Термин «философия» произошел от двух греческих слов: «phileo» – любовь (стремление, страсть) и «sophia» – мудрость, то есть философия – это любовь к мудрости. Одним из первых слово «философ» объяснял Пифагор (2‑пол. VI – начало V века до н.э.) Об этом в «Тускуланских беседах» пишет Цицерон:

 

«Удивленный новым словом [„философ“, „любомудр“ – Г.Ш.], Леонт спросил, кто же такие философы и чем они отличаются от других людей. Пифагор ответил, что жизнь человеческая напоминает ему тот праздничный торг, который устраивается при самых пышных общегреческих играх. Одни люди там стараются снискать венок славы и известности упражнениями закаленных тел, другие приходят, чтобы нажиться, что‑нибудь продавая и покупая, а третьи, самые умные, не ищут ни рукоплесканий, ни прибыли, а приходят только посмотреть, что и как здесь делается. Так и мы: словно явились из другой жизни в эту жизнь, как на праздничный торг из какого‑то другого города, и одни природою призваны служить славе, другие – служить наживе, и лишь немногие, отбросив все остальные дела, внимательно всматриваются в природу вещей, – они‑то и называются „любителями мудрости“, то есть философами; и как на состязаниях благороднее всего смотреть и ничего для себя не искать, так и в жизни лучше всего созерцание и познание вещей»[2].

 

Более известна и популяризована мысль Пифагора в изложении античного доксографа Диогена Лаэртского: «жизнь, говорил он [Пифагор. – Г.Ш.] подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»[3].

Однако на важный вопрос о зарождении философского мышления и начале философии современная история философии все же отвечает: европейская философия зародилась в античной Греции, несмотря на то, что существуют тексты еще более древние, нежели тексты античных философов. Вопрос о начале философии – это вопрос о степени теоретичности древнеиндийских, древнекитайских, древнеиудейских и других текстов. Философия – это особый тип мировоззрения, отличный от мифологии и религии. Философское знание характеризуется такими чертами, как: 1) рациональность, философия осваивает мир при помощи наиболее общих понятий, категорий; 2) системность, философия выявляет единство мира, связи и отношения внутри мира, она рассматривает мир в целом.


[1] Вывод сделан по материалам анализа исследовательских практик студентов‑философов парижской агломерации. См.: Сулье Ш. Анатомия философского вкуса // Логос. 2004. 3 – 4 (43). С. 123 – 170.

 

[2] Марк Туллий Цицерон. Тускуланские беседы // Избранные сочинения. М., 1975. 456 с. С. 325 – 326.

 

[3] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. 620 с. С. 334.

 

TOC